Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
ПОХВАЛЬНАЯ БЕСѢДА О СВ. МУЧ. ІУВЕНТИН* Н МАКСВЫИВѢ. 619 гласить войну. Всѣ, говорилъ онъ, какъ пчелы на сотъ, полетятъ
на нученичество; и это уэналъ онъ не отъ другого кого-нибудь,
но отъ свонхъ предковъ. Въ саномъ дѣлѣ, н властители воевали
противъ церкви, и народы непрестанно воэставали, когда еще
нала была искра благочестія; однако они не погасили ея и не
погубили, но сами они погибли,—а искра та, увеличиваясь, под¬
нялась на высоту и 1 объяла всю вселенную, тогда какъ всѣ вѣр¬
ные были убиваемы, сожигаемы, низвергаемы съ утесовъ, потоп-
. ляемы въ морѣ, отдаваемы дивимъ звѣрямъ. Они попирали угли,
какъ грявь, на моря и волны смотрѣли, какъ на луга, стремились
въ мечу, какъ въ діадемѣ^ и вѣнцу, и посрамляли всякаго рода
мученія, перенося ихъ не только мужественно, но и съ великою
радостію и охотою. Какъ растенія скорѣе растутъ, будучи оро¬
шаемы, такъ и вѣра наша, подвергаясь нападеніямъ, болѣе цвѣ¬
тетъ, и, испытывая гоненія, болѣе умножается, и не столько вод¬
ная влага обыкновенно дѣлаетъ сады цвѣтущими, сколько кровь
мучениковъ напаяетъ церкви. Зная все это и больше этого, тотъ
царь боялся открыто поднять на насъ войну, чтобы, говорилъ онъ,
не доставить имъ возможности воздвигать постоянно трофеи, одер¬
живать непрестанно побѣды и украшаться вѣнцами. Что же онъ
дѣлаетъ? Посмотрите на его коварство. Всѣмъ врачамъ, и вои¬
намъ, и софистамъ, и риторамъ онъ повелѣлъ или отказаться отъ
своихъ должностей или съ клятвою отречься отъ вѣры, издали
такимъ образомъ направляя противъ насъ войну, чтобы, если овн
уступятъ, пораженіе ихъ было достойно смѣха, ивъ-за того, что
они не предпочли благочестія богатству, а если мужественно
устоятъ и преодолѣютъ, то побѣда не была бы совершенно бли¬
стательною и трофей не былъ славенъ, такъ какъ не великое
дѣло—пренебречь искусство и ремесло для благочестія. IГ на этомъ
одномъ онъ не останавливается; по если кто въ прежвія времена,
когда были благочестивые цари, или ниспровергать жертвенники,
или разрушалъ капища, или бралъ жертвы, или сдѣлалъ что-нибудь
подобное, то былъ онъ привлекаемъ въ судилище и убиваемъ, и не
только сдѣлавшій что-иибудь подобное, но и только обвиненный въ
этомъ. Множество и другихъ разнообразныхъ предлоговъ придумы¬
валъ онъ, чтобы.погубить всѣхъ, живущихъ въ благочестіи. И все это
онъ дѣлалъ, желая помрачить вѣнецъ мученичества, чтобы убій¬
ства у него продолжались и умерщвленія совершались, а награды
мучениковъ не являлись блистательными. Но въ этомъ онъ не
имѣлъ никакого успѣха, потому что пострадавшіе имѣютъ полу¬
чить вѣнецъ, во всякомъ случаѣ, не по его приговору и не отъ
его влобы, а по суду неподкупному, т. е. вышнему. 2. Итакъ, когда дѣла находились въ такомъ положеніи, и царь 574