Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
616 ТВОРВНІЙ СВ. ІОАННА 8ЛАТОУСТАГО. еію однимъ набѣгомъ и бевъ труда, онъ дѣйствовалъ такъ несчастно
жалко, какъ будто онъ имѣлъ съ собою войско изъ женщивъ
больше и малыхъ дѣтей, а не взъ мужей. И во-первыхъ, онъ по
собственному неблагоразумію привелъ ихъ въ такую нужду, что
они питались конскимъ мясомъ и умирали, погибая одни отъ го¬
лода, а другіе отъ жажды. Какъ бы предводительствуя персами н
стараясь не ихъ захватить, но предать имъ своихъ, онъ заклю¬
чилъ этихъ послѣднихъ въ мѣста непроходимыя и, только что
не свивавши, предалъ врагамъ. Впрочемъ всѣхъ бывшихъ тамъ
бѣдствій не можетъ пересказать никто- изъ тѣхъ, которые видѣли
и испытали ихъ: такъ они превышаютъ всякое вѣроятіе. Ератко
сказать: когда онъ палъ постыднымъ и жалкимъ образомъ,—одни
говорятъ, что онъ умеръ, застрѣленный кѣмъ-то изъ обозной при¬
слуги, негодовавшимъ на положеніе дѣдъ, а другіе говорятъ, что
они не знаютъ его убійцы, но что только онъ былъ раненъ и
просилъ погребстн его въ землѣ киликійской, гдѣ и лежитъ те¬
перь,—когда онъ палъ постыднымъ образомъ, то воины, вндя себя
въ крайнемъ положеніи, обратились съ просьбою къ врагамъ и,
давъ нмъ клятву—очистить самую твердую изъ всѣхъ крѣпость,
которая была какъ бы несокрушимою стѣною всей нашей страны,—
благодаря человѣколюбію варваровъ, спаслись такимъ образомъ
&70 бѣгствомъ и возвратились изъ многихъ немногіе, и притомъ
изнуренные тѣломъ, стыдясь заключеннаго нжн договора, но вы¬
нуждаемые клятвою отступить отъ своего отеческаго достоянія. И
можно было видѣть врѣлище, плачевнѣйшее всякаго плѣна: жи¬
тели того города отъ тѣхъ самыхъ, отъ кого опи надѣялись по¬
лучить благодарность за то, что подобно оградѣ доставляли безо¬
пасность всѣмъ живущимъ внутри (государства) и за всѣхъ под¬
вергались сами постоянно всѣмъ опасностямъ,—отъ тѣхъ потерпѣли
дѣйствія враждебныя, будучи переселяемы въ чужую вемлю, оста¬
вивъ свои домы и поля и лишившись всего прародительскаго до¬
стоянія, и все это потерпѣвъ отъ своихъ. Такія блага мы полу¬
чили отъ доблестнаго царя! Это сказано не безъ причины, но
чтобы .разрѣшить недоумѣніе спрашивающихъ, почему Богъ не
наказалъ царя съ самаго начала? Потому, что хотѣлъ удержать
его, часто неистовствовавшаго, отъ дальнѣйшаго увлеченія, и
исправить бѣдствіями другихъ; но такъ какъ онъ противился, то
предалъ его крайнимъ бѣдствіямъ, оставляя истинное воздаяніе
8а его дерзости до великаго дня, настоящимъ же наказаніемъ воз¬
буждая лѣнивѣйшихъ и дѣлая ихъ болѣе благоразумными. Таково
долготерпѣніе Божіе: тѣхъ, которые не надлежащимъ образомъ
пользуются имъ, оно подвергаетъ, наконецъ, жесточайшему нака¬
занію, и какъ для кающихся оно полезно, такъ для непокорныхъ