Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
612 ТВОРЕНІЯ СВ. ІОАННА 8ЛАТОУСТАГО. достаточно доказываетъ, что онн получили великій ударъ,—потому
что среди плачевной рѣчи онъ прямо признался, что они такимъ
образомъ поражены были смертельно. Посему царь не перенесъ
бы етого съ кротостью, если бы не удерживалъ его болѣе силь¬
ный страхъ и трепетъ. Теперь время указать и причину, почему
Богъ излилъ гнѣвъ свой не на царя, а на демона, и почему
- огонь истребилъ не весь храмъ, но, истребивъ кровлю, уничто¬
жилъ вмѣстѣ и идола. Не просто и ие безъ причины сдѣлалось
это, но все совершено Божіимъ человѣколюбіемъ къ заблуждаю¬
щимся. Онъ, знающій все прежде бытія его, между прочимъ
вналъ и то, что, если бы молнія устремилась на царя, то при¬
сутствующіе и видѣвшіе ударъ устрашились бы на время, а п»
прошествіи второго и третьяго года и память о событіи прошла бы
и многіе не стали бы вѣрить чуду. А если капище будетъ захва¬
чено огнемъ, то оно яснѣе всякаго глашатая не только жившимъ
тогда, но и всѣмъ послѣдующимъ будетъ возвѣщать гнѣвъ Божій,,
такъ что и у желающихъ быть безстыдными и скрывать это со¬
бытіе будетъ отнятъ всякій предлогъ. Каждый, прибывшій на эте-
мѣсто, получаетъ такое впечатлѣніе, какъ будто пожаръ случился
недавно, и какой-то ужасъ находитъ на него, и, вовзрѣвъ на
небо, онъ тотчасъ прославляетъ силу Совершившаго это. Подобно-
тому, какъ если кто-нибудь, разоривъ пещеру и убѣжище какого-
либо предводителя разбойниковъ, выведетъ связаннымъ жившаго-
тамъ, и, взявъ все его имущество, оставитъ то мѣсто въ прибѣ¬
жище дикимъ ввѣримъ и воронамъ, тогда каждый изъ подходя¬
щихъ къ этому убѣжищу, взглянувъ на мѣсто, воображаетъ и
представляетъ себѣ набѣги н раэбои, и наружность прежде жив¬
шаго въ немъ,—такъ бываетъ и здѣсь. Ивдали увидѣвъ колонны,,
потомъ подошедши и переступивъ порогъ, представляютъ себѣ
отвратительность демона, обольщеніе и возни его, и отходятъ,
изумляясь гнѣву н силѣ Божіей, — такъ что прежнее жилище
заблужденія и богохульства теперь становится поводомъ къ сла¬
вословію: такъ премудръ нашъ Богъ! И такія дивныя чудеса.
Онъ совершаетъ не въ первый разъ теперь, но издревле и отъ
первыхъ родовъ. Исчислять все теперь не время, но я напомню
о томъ, чтб кажется вполнѣ подобнымъ этому. Во время войны, возник¬
шей нѣкогда въ Палестинѣ у іудеевъ съ нѣкоторыми иноплеменни¬
ками,враги, оставшись побѣдителями и взявъ кивотъ Божій, какъ во¬
енную добычу н лучшую часть ея, посвятили его одному изъ ту¬
земныхъ идоловъ, — имя ему было Дагонъ. Когда кивотъ былъ
внесенъ, то сперва истуканъ упалъ и лежалъ лицемъ внизъ; но¬
тахъ какъ они не поняли могущества силы Божіей по этому па-
367 денію, но поднявши опять поставили идола на своемъ мѣстѣ, то,