Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
610 ТВОРЕНІЯ СВ. ІОАННА ЗЛАТ07СТАГ0. чемъ вы считаете его сильнѣе всѣхъ. А если ты уступаешь ему
первенство и въ стрѣльбѣ и въ предсказываніи, то какъ ты съ
частію знанія надѣялся сдѣлать то, чего не смогъ обладающій
цѣлымъ знаніемъ? 20. Смѣшно ато и вздорно. Не имѣлъ онъ нисколько дара пред¬
сказаній и если бы и имѣлъ, не получилъ бы успѣха. Не чело¬
вѣкъ, не человѣкъ сдѣлалъ ато, но нѣкоторая божественная сила.
Причину я скажу послѣ; а пока неизлишне узнать, за что онъ
обвиняетъ Ифеста въ неблагодарности, такими словами: „Ифестъ,
хранитель огня, не пригрозилъ истреблявшему огню, хотя долженъ
былъ воздать благодарность атому богу за древнее указаніе*. Ка¬
кую благодарность? Какое древнее указаніе? Скажи. Для чего
скрываешь ты почтенныя дѣянія боговъ твоихъ? Вѣдь если бы ты
и объ услугѣ самой сказалъ, то еще болѣе показалъ бы неблаго¬
дарность Ифеста. Но ты стыдишься и краснѣешь,—такъ мы смѣло
скажемъ за тебя. Какая же это услуга? Говорятъ, что нѣкогда
Арей, влюбившись въ Афродиту, но боясь Ифеста (который былъ
ея мужемъ), подстерегъ его отсутствіе и пришелъ къ ней. Апол¬
лонъ же, увидѣвъ ихъ совокупившимися, пошелъ въ Ифесту и до¬
несъ о прелюбодѣяніи, а атотъ, пришедши и нашедши обоихъ ихъ
на ложѣ, связалъ ихъ такъ, какъ они были, и призвалъ боговъ на
* постыдное зрѣлище, и такимъ, образомъ наказалъ ихъ за прелюбо¬
дѣяніе. Будучи за ато, говоритъ онъ, обязанъ благодарностію,
Ифестъ не воздалъ благодарности, когда обстоятельства требовали.
А что Зевсъ, прекрасный человѣкъ? И его ты также обвиняешь
въ жестокости. „И Зевсъ, управляющій дождями,—говоришь ты,—
585 не послалъ воды на пламя, хотя онъ нѣкогда погасилъ востеръ
для царя лидійцевъ, находившагося въ несчастій*. Хорошо ты сдѣ¬
лалъ, напомнивъ намъ и о лидійцѣ, такъ какъ и его атотъ нечи¬
стый демонъ обманулъ, возбудивъ гордость пустыми надеждами и
ввергнувъ въ явную погибель. И если бы Киръ не былъ человѣ¬
колюбивъ, то нисколько не помогъ бы тому царю н Зевсъ, такъ
что напрасно ты обвиняешь Зевса, будто онъ предпочелъ лидійца
своему сыну; онъ и себѣ-то самому не могъ помочь, будучи пора¬
женъ.молніею тамъ, гдѣ былъ почитаемъ болѣе всѣхъ городовъ,
т. е. въ городѣ Ромула. Но выслушаемъ и остальныя слова плача:
такимъ образомъ мы хорошо узнаемъ скорбь, которая объяла ихъ
души. „Мужи, я влекусь душею къ образу бога, и мысль пред¬
ставляетъ глазамъ моимъ его образъ, мягкость вида, нѣжность
кожи, и притомъ въ камнѣ, поясъ, около груди стягивающій зо¬
лотую одежду, такъ что однѣ части ея скрываются, а другія вы¬
ставляются. Весь же обликъ его чьего не укрощалъ кипучаго гнѣва?
Онъ уподоблялся поющему стройную пѣснь, а нѣкто и слышалъ