Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
606 ТВОРЕНІЯ СВ. ІОАННА. ЗЛАТОУСТА ГО. хвалиться предъ людьми, помнящими твои священнодѣйствія и ста¬
туи? * Что говоришь ты, плачевный пѣвецъ? Подвергаясь безчестію
и оскорбленіямъ, онъ оставался непоколебимо стражемъ Дафны; а
принимая почести и служеніе, не имѣлъ силы сохранить и собствен¬
ный храмъ, и притомъ вная, что послѣ его паденія подвергнется
еще большему безчестію, чѣмъ прежде? Кто же, софистъ, мертвецъ-
то, безпокоившій твоего бога? Какое это 8лое сосѣдство? Здѣсь
онъ, дойдя до подвиговъ блаженнаго Вавилы и не имѣя возмож¬
ности умолчать о своемъ посрамленіи, закрылся просто и пробѣ¬
жалъ мимо. Что демонъ испытывалъ безпокойства и стѣсненіе отъ
мученика, сказалъ, но не прибавилъ того, какъ демонъ, стараясь
прикрыть свое пораженіе, еще болѣе обнаружилъ его,—потому и
говоритъ просто: „избавившись отъ злого сосѣдства0. Почему же
ты, пустословъ, не говоришь о мертвецѣ, кто онъ былъ, почему
онъ одинъ безпокоилъ твоего бога и почему онъ одинъ былъ пе¬
ренесенъ? И почему, скажи мнѣ, ты называешь его злымъ сосѣд¬
ствомъ? Не потому ли, что онъ обличилъ обманъ демона? Но это
дѣло не какого-нибудь 8лого сосѣдства, равно какъ и не мертваго,
но живого, дѣйствующаго, добраго, покровительствующаго, забо¬
тящагося и принимающаго всѣ мѣры въ вашему спасенію, если
бы только вы захотѣли. И дабы вамъ больше невозможно было
обольщать самихъ себя и говорить, будто демонъ, гнѣваясь и жа¬
луясь на недостатокъ жертвъ и оставаясь недоволенъ прочимъ
служеніемъ, удалился добровольно, для того мученикъ и прогналъ
его игъ всего этого мѣста, которое больше всѣхъ было любезно
ему и которое онъ такъ предпочиталъ остальнымъ, что и подвер¬
гаясь безчестію сидѣлъ въ немъ. Ты самъ предупредилъ объ этомъ,
сказавъ: „и въ такое время, когда множество овецъ н множество
воловъ вакалалъ ему царь0,—такъ что со всѣхъ сторонъ становится
ясно, что Дафну онъ оставилъ, вынужденный и гонимый большею си¬
лою. Можно было прогнать его, и оставивъ идола въ цѣлости, но вы
не повѣрили бы, какъ не вѣрили и прежде, когда онъ былъ связанъ
мученикомъ, упорно продолжая служить. Посему св. мученикъ, оста¬
вивъ прежде идола стоять, тогда низвергъ его, когда пламя нечестія
высоко поднялось, показывая этимъ, что побѣдителю нужно такъ
побѣждать, не усмиренныхъ преодолѣвая враговъ, но надмеваю-
щихся и ликующихъ. Почему самъ онъ не повелѣлъ тогда царю,
вводившему его въ Дафну, разрушить капище и перенести идола,
какъ перенесли его гробницу? Потому, что онъ не терпѣлъ вреда
отъ него, не имѣлъ и нужды въ тѣлесной помощи, но и тогда я
«62 теперь низвергъ его бевъ руки человѣческой. Первой побѣды своей
онъ и не открылъ намъ, но только заградилъ (Аполлону) уста, и
успокоился. Таковы святые: они желаютъ только исполнить нужное