Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
<505 о сватомъ вавилъ. попадающихся и подозрительныхъ. А мученикъ не былъ далеко
отъ этого подозрѣнія, потому что вмѣстѣ съ тѣмъ какъ онъ прибылъ
въ городъ, и огонь сошелъ на капище. Но, какъ я сказалъ, страсть
боролась со страстію и боявнь превышала гнѣвъ. Представь, въ
какомъ состояніи былъ этотъ добрякъ, войдя въ предмѣстіе, и
видя храмъ мученика стоящимъ, а капище сожженнымъ, и идола
уничтоженнымъ, и Аертвы истребленными и всякую память о его
собственной щедрости и сатанинской пышности изглаженною. На*
вѣрное, если бы при видѣ этого и не объялъ его ни гнѣвъ, ни
досада, онъ всетаки не перенесъ бы стыда и великаго посмѣянія,
во простеръ бы беззаконная руки и на храмъ блаженнаго муче¬
ника, если бы то, о чемъ я сказалъ, не удерживало его. Подлинно,
событіе было не маловажное, но пресѣкло всю дерзость язычни¬
ковъ, угасило всю радость ихъ и навело на ннхъ такой мракъ
унынія, какъ будто погибли всѣ капища. 18. А что я не хвастливо говорю это, въ доказательство при¬
веду самыя слова плача и рѣчи, которую тогда составилъ город¬
ской софистъ (Ливаній) объ этомъ демонѣ. Начало плача таково:
„мужи, глава которыхъ, равно какъ и мои, покрылъ мракъ,—
не станемъ уже называть этого города ни прекраснымъ, ни вели¬
кимъ*. Потомъ, упомянувъ и сказавъ нѣчто о баснѣ касательно
Дафны (предлагать всю рѣчь здѣсь не время, чтобы не сдѣлать
бесѣды слишкомъ пространною),—онъ говоритъ, что нѣкогда царь
персидскій; взявши городъ, пощадилъ капище; вотъ эти слова:
„ведшій противъ насъ войско почелъ за лучшее для себя сохра¬
нить храмъ, и красота статуи одержала верхъ надъ яростію вар¬
вара; а теперь, о, солнце и вемля, кто или откуда этотъ врагъ,
который и бевъ тяжеловооруженныхъ, и безъ всадниковъ, п бевъ
легкихъ войскъ, малою искрою истребилъ все?* Затѣмъ показывая,
что его побѣдилъ блаженный (Вавила) тогда, когда дѣла язычни¬
ковъ особенно процвѣтали жертвоприношеніями и обрядами, го¬
воритъ: „ нашего храма и великій тотъ потопъ не разрушилъ, а при бві
ясной погодѣ, когда прошла уже туча, онъ низвергнутъ*,—назы¬
вая тучею и потопомъ время прежняго царя. И опять немного
далѣе оплакиваетъ то же самое еще горестнѣе, говоря:' „потомъ,
когда жертвенники твои жаждали крови, ты, Аполлонъ, и прене¬
брегаемый, оставался вѣрнымъ стражемъ Дафны; а иногда будучи
и оскорбляемъ и лишаемъ внѣшняго украшенія, ты перепосилъ
это; теперь же, послѣ множества овецъ и множества воловъ, при¬
нявъ къ ногѣ своей священныя уста царя, увидѣвъ того, о комъ
ты предсказывалъ, созерцаемый этимъ предвозвѣщеннымъ, избавив¬
шись отъ 8лого сосѣдства одного мертвеца, безпокоившаго тебя вблизи,
среди самаго почитанія ты быстро удалился; чѣмъ еще мы будемъ