Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
601 ТВОРЕНІЯ СВ. ІОАННА 8ЛАТ0УСТАГ0. всю кровлю, н истребивъ идола до конца ногъ и показавъ, что
онъ пепелъ и прахъ, стѣны всѣ оставилъ стоять въ цѣлости. И
если бы кто теперь пришелъ къ тону мѣсту, то не сказалъ бы,
что это происшествіе было дѣломъ огня; пожаръ былъ не безпо¬
рядочный и происходилъ точно и не отъ бездушнаго вещества,
но какъ будто какая-нибудь рука водила огонь и указывала, что
слѣдовало пощадить, и чтЪ истребить,—такъ стройно н искусно
раскрыто было капище, и стало оно подобнымъ не просто сож¬
женнымъ 8даніямъ, но такимъ, которыхъ ограды въ надлежащемъ
видѣ, а не достаетъ одной только кровли, Все прочее, н колонны,
какъ поддерживающія кровлю, такъ и преддверіе, всѣ устояли,
кромѣ одной въ задней части 8данія; но и эта ие просто была
предана тогда разрушенію, но по причинѣ, о которой мы скажемъ
послѣ. Еогда же это случилось, тотчасъ ведутъ жреца этого де¬
мона въ судилище и заставляютъ назвать виновника; но такъ какъ
онъ не могъ, то, подвергнувъ его пыткамъ, нанесли ему много
ударовъ; а потомъ, поднявъ его на вовдухъ, скоблили ему бока,
но не угнали ничего, болѣе, а произошло подобное бывшему при
воскресеніи Христовомъ. И тогда были поставлены воины стеречь
тѣло Іисусово, чтобы, какъ говорили, ученикамъ не удалось совер¬
шить покражу; но дѣло вышло такъ, что не осталось даже и без¬
стыдной отговорки у желающихъ повредить вѣрѣ въ воскресеніе.
И 8дѣсь жрецъ былъ привлеченъ, чтобы онъ засвидѣтельствовалъ,
что происшествіе было дѣломъ не гнѣва Божія, а злоумышленія
ио человѣческаго; но, среди пытокъ и мученій не могши выдать ни¬
кого, онъ засвидѣтельствовалъ, что огонь былъ посланъ отъ Бога,
такъ что и желающимъ быть безстыдными не осталось уже ника¬
кого основанія. Но теперь благовременно скавать то, что я хотѣлъ
сейчасъ предъ этимъ скавать, но отложилъ. Что же именно? То,
что мученикъ страхомъ поразилъ душу царя, такъ что онъ не
смѣлъ простираться далѣе. Навѣрное жреца, которому прежде
оказывалъ такую честь, онъ не подвергъ бы ва кровлю такимъ
страданіямъ и не разстервалъ бы хуже кровожаднаго ввѣря,—а онъ,
пожалуй, и поѣлъ бы плоти его, если бы только это не кагалось
гнуснымъ для всѣхъ,—святого же, заградившаго самыя уста демона,
опять не перенесъ бы въ городъ, чтобы онъ былъ въ большей
чести. Если уже не прежде, когда демонъ признался въ своемъ
■ пораженіи, то послѣ пожара онъ все ниспровергъ бы и истребилъ,
еожегь бы и гробницу и оба храма мученика, какъ находящійся
въ Дафнѣ, такъ и находящійся въ городѣ, если бы страхъ не былъ
больше гнѣва, и ужасъ не превышалъ досады. Вѣдь большинству
людей свойственно, когда завладѣетъ нми гнѣвъ н печаль, и если
ие схватятъ они виновниковъ страданій, изливать гнѣвъ просто на