Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
О СВЯТОМЪ ВДВИЛѢ. 601 лежащихъ, не выдумывали страннаго и безстыднаго способа рас¬
капыванія гробницъ; но одни игъ нихъ, живя среди народовъ бев- М7
божныхъ и нечестивыхъ, а другіе находясь среди варваровъ, гдѣ
совершалось все, поистинѣ достойное отвращенія и омервенія,
истинно предсказывали все, и нечистота другихъ нисколько не
препятствовала имъ въ предсказаніи. Почему же ото? Потому, что
они, если чхЬ говорили, говорили по дѣйствію истинно божествен¬
ной силы; а демонъ, какъ непричастный атому дѣйствію и лишенный
его, не могъ ничего предсказать; но чтобы не показаться безпомощ¬
нымъ, онъ по необходимости представляетъ только вѣроятные, хотя
и смѣшные предлоги. Бъ самомъ дѣлѣ, скажи мнѣ, почему онъ въ
прежнее время никогда не говорилъ и не возглашалъ чего-либо
подобнаго? Потому, что тогда онъ имѣлъ предлогъ въ томъ, что
его не почитаютъ; а когда у него было отнято оправданіе, то онъ
прибѣгъ въ мертвымъ, опасаясь, чтобы не потерпѣть чего-нибудь.
Онъ не хотѣлъ быть посрамленнымъ, но вы принудили его въ
тому, многимъ служеніемъ отнявъ у него оправданіе и не оста¬
вивъ ему возможности укрываться недостаткомъ жертвъ. 16. Услышавъ это, лицемѣръ (Юліанъ) повелѣлъ унести гроб¬
ницу, чтобы пораженіе сдѣлалось явнымъ и извѣстнымъ для всѣхъ*
Если бы тотъ сказалъ: по причинѣ святого не могу я говорить,
но ничего не трогайте и не тревожьте болѣе,—то это было бы
извѣстно однимъ только его приверженцамъ, которые постыди¬
лись бы передать это другимъ; а теперь, какъ бы стараясь раз¬
гласить свою слабость, онъ заставилъ сдѣлать все то, послѣ чего
и желающему невозможно было прикрыть происшедшаго. Невоз¬
можно уже было поддержать обманъ, потому что пикто ивъ осталь¬
ныхъ мертвецовъ, а только одинъ мученикъ былъ перенесенъ оттуда. И не только жители этого города, предмѣстій и селеній, но и
вдали отъ этихъ мѣстъ находящіеся, не видя стоящей гробницы
и потомъ спрашивая о причинѣ, тотчасъ узнавали, что демонъ,
упрашиваемый царемъ дать предсказаніе, отвѣчалъ, что онъ не
можетъ сдѣлать этого, пока кто-нибудь не удалитъ отъ него бла¬
женнаго Вавилу. Между тѣмъ ты, достойный посмѣянія, могъ бы
прибѣгнуть и въ другимъ уловкамъ, какія ты часто дѣлаешь,
всегда изобрѣтая множество хитростей въ затруднительныхъ слу¬
чаяхъ: такъ, лидійцу (Брегу) ты сказалъ, что онъ, першедиіи рѣку
Алисъ, разрушитъ великое государство—н показалъ его на кострѣ;
и наканунѣ С аланина ты употребилъ ту же самую хитрость, и сдѣ¬
лалъ смѣшное прибавленіе, потому что изреченіе: погубишь ты дѣ¬
тей женъ, было подобно изреченію для лидійца; а прибавленіе: или
при посѣвѣ Димитры или при сборѣ ея—весьма смѣшно и похоже
на то, что говорятъ шуты на перекресткахъ. Но ты не захотѣлъ