Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
6 ТВОРЕНІЯ СВ. ІОАННА ЗЛАТОУСТА ГО. рая, пріятно услаждая насъ, укрощаетъ волненія нечистыхъ по¬
мысловъ и вмѣстѣ съ удовольствіемъ доставляетъ намъ и великую
пользу. Итакъ, слышали вы сегодня, какъ Павелъ бесѣдуетъ съ
Тимоѳеемъ о многихъ важныхъ предметахъ? Такъ онъ писалъ
ему въ посланіи о рукоположеніи: руки скоро не возлагай ни
на кого же, ниже пріобщайся чуок грѣхомъ (1 Тим. ѵ, 22), и
представилъ тяжкую опасность такого беззаконія, показавъ, что
за грѣхи однихъ подвергнутся наказанію вмѣстѣ съ ними и другіе,
такъ какъ чрезъ хиротонію они сообщаютъ силу нечестію. Затѣмъ
онъ говоритъ: мило вина пріемли, стомаха ради твоего и ча¬
стыхъ твоихъ недуговъ (ст. 23). Онъ бесѣдовалъ съ нами сегодня
и о повиновеніи слугъ, и о безуміи сребролюбцевъ, и о безразсуд¬
ности богатыхъ, и о многомъ другомъ. Такъ какъ всего заразъ
ивъяснить невозможно, то чтЬ изъ сказаннаго пожелаете вы,
чтобы мы взяли для бесѣды съ вами, возлюбленные? Бъ прочи¬
танномъ, какъ будто на лугу, я вижу множество разнообразныхъ
цвѣтковъ, обиліе розъ, фіалокъ и лилій,—повсюду разсѣянный
разнообразный и обильный плодъ духа и великое благоуханіе.
Бѣрнѣе же сказать, чтеніе божественныхъ писаній есть не только
лугъ, но и рай, потому что цвѣты эти имѣютъ не одно лишь про¬
стое благоуханіе, по и плодъ, который можетъ питать душу. Такъ
чтЬ же изъ сказаннаго желаете вы, чтобы мы представили вамъ се¬
годня? Желаете, чтобы мы занялись теперь тѣмъ, что кажется
самымъ легкимъ и удобопонятнымъ для всякаго? Я согласенъ, да
и вамъ, какъ хорошо я знаю, понравится это. Но, чтЬ легче
прочаго? Чтб же иное, какъ не то, что представляется и легкимъ
для всякаго и кратко можетъ быть высказано? Что же это такое?
Мало вина пріемли, стомаха ради твоего и частыхъ твоихъ не¬
дуговъ. Итакъ, употребимъ всю бесѣду на это изреченіе. Не по честолюбію дѣлаемъ мы это, и не изъ стремленія по¬
хвалиться даромъ слова, потому что мм говоримъ не свое, а то,
что внушаетъ благодать Духа; говоримъ для того, чтобы возбудить
безпечныхъ изъ слушателей и убѣдить, сколь велико сокровище
Писаній и какъ не надежно и не безопасно проходить ихъ безъ
вниманія. Въ самомъ дѣлѣ, если случится, что это легкое и ясное
изреченіе, которое, какъ многимъ кажется, не заключаетъ въ себѣ
ничего необходимаго, послужитъ намъ причиной великаго богатства
и поводомъ въ высочайшему любомудрію, то гораздо больше тѣ
(изреченія), которыя и сами по себѣ показываютъ свое богатство,
наполнятъ безчисленными сокровищами внимающихъ имъ. Не бу¬
демъ поэтому пренебрегать и тѣми мыслями Писаній, которыя
почитаются маловажными, потому что и онѣ отъ благодати Духа;
благодать же Духа никогда не бываетъ малой и скудной, а вели-