Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
О СВЯТОМЪ ВАВИЛЬ. 597 тить то, что онъ не тотчасъ по прибытіи своемъ нагнанъ его, а
остававшагося его сдѣланъ. недѣйствующимъ, заградилъ ему уста
н показанъ его бевгласнѣе камней; преодолѣть же его остававша¬
гося было дѣломъ не менѣе важнымъ, чѣмъ и изгнать его. Тотъ,
кто всѣхъ повсюду обольщалъ прежде, не смѣлъ ввглянуть и на
прахъ блаженнаго Вавилн; такова сила святыхъ: при жизни ихъ
не выносятъ ня тѣней ихъ, ни одеждъ, а по смерти трепещутъ
я гробницъ! И если кто не вѣритъ дѣламъ, совершеннымъ апо¬
столами, тотъ, видя настоящее, пусть отстанетъ отъ своего без¬
стыдства. Тотъ, кто искони побѣждалъ все у язычниковъ, полу¬
чивъ запрещеніе отъ мученика, какъ отъ владыки, прекратилъ
свой лай и не издавалъ ни ввука. Сперва, конечно, кавалось, что
онъ дѣлаетъ это потому, что не сталъ получать жертвъ и прочаго
служенія. Таково именно свойство демоновъ, что, когда служатъ
ммъ смрадомъ жертвъ, дымомъ и кровью, то они приходятъ ло-
кать, какъ кровожадные и прожорливые псы; а когда никто не
доставляетъ имъ этого, то они какъ бы погибаютъ какимъ-то го¬
лодомъ. Когда совершаются жертвоприношенія и постыдныя по¬
священія въ таинства, — а таинства ихъ суть не что иное, какъ
непристойныя любовныя связи, дѣторастлѣнія, нарушенія браковъ,
разрушенія семействъ, не говорю уже на сей разъ о преступныхъ 554
способахъ убійства и болѣе убійствъ беззаконныхъ вечеряхъ,—
когда совершается это, тогда они присутствуютъ и веселятся, хотя
бы совершающіе зто были элодѣн, или обманщики, или язва (сама);
а лучше—другіе никто и не совершаютъ итого служенія. Чело¬
вѣкъ благоразумный, кроткій н честный не станетъ терпѣть без¬
чинства и пьянства, и нс будетъ ни самъ говорить срамныхъ словъ,
пн слушать какого-нибудь другого такого безстыдника. Бъ самомъ
дѣлѣ, если бы діаволъ заботился о человѣческой добродѣтели и хотя
мало вниманія обращалъ на благоденствіе прилѣпляющихся въ
нему, то, конечно, не искалъ бы ничего, кромѣ хорошей жизни
и чистоты нравовъ, и оставилъ бы всѣ постыдныя пиршества; но такъ
какъ для демоновъ нѣтъ ничего дороже погибели человѣческой, то и
понятно, что они и услаждаются, и почитаются тѣмъ,^ чтб обык¬
новенно извращаетъ нашу жнвнь и истребляетъ все доброе съ са¬
маго основанія. 14. Итакъ сначала хавалось, что и этотъ (демонъ) потому же
молчитъ, но впослѣдствіи былъ онъ обличенъ, что связанъ былъ
крѣпкою необходимостію. Сильный страхъ, напавшій на него,
какъ бы какая узда, препятствовалъ ему употреблять противъ лю¬
дей обычное обольщеніе. Откуда это извѣстно? Не смущайтесь; я
приступаю къ самому доказательству, послѣ котораго и привык¬
шимъ къ безстыдству невозможно будетъ съ тѣмъ же бевстыд-