Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
596 ТВ0Р1НІЯ СВ. ІОАННА ЗЛАТОУОТАГО. тѣхъ, которые по пржнятіж пжщн возвращаются въ городъ, есяп
■къ случится по разсѣянности сбросить съ себя увду и впасть въ
опьяненіе или неумѣстное невоздержаніе, онъ, принявъ опять въ
свое пристанище нетрезвыми, не отпускаетъ уходить дохоі съ-вре¬
домъ отъ опьяненія, но, вразумивъ страхомъ, возвращаетъ ихъ въ
то состояніе трезвости, вавое они соблюдали прежде, чѣмъ впали
въ опьяненіе. Подлинно, жавъ бы легвій вѣтерокъ вавой вѣетъ
отовсюду на присутствующихъ въ храмѣ мученика, вѣтерокъ но
чувственны* и укрѣпляющій тѣло, но могущій пропивать въ са¬
мую душу, благоустрояющій ее во всѣхъ отношеніяхъ и свергаю¬
щій съ нея всякое венное бремя; онъ оживляетъ ее, обремененную ■ падающую, и дѣлаетъ болѣе легкою. яьз 18. Красота Дафны привлекаетъ въ себѣ и болѣе лѣнивыхъ;
а мученикъ, какъ бн сндя на ловитвѣ и подстерегая входящихъ,
удерживаетъ ихъ нѣкоторое время, и, приведя ихъ сперва въ по¬
рядокъ, отпускаетъ такъ, что они послѣ уже не распутно, а че¬
стно пользуются любимымъ мѣстомъ. Тавъ какъ одни ивъ людей
по нерадѣнію, а другіе по житейскимъ заботамъ не хотятъ при¬
ходить въ гробамъ мучениковъ, то Богъ устроилъ, чтобы они были
уловляемн такимъ способомъ и получали душевное врачеваніе; и
бываетъ подобное тому, какъ если бн кто-нибудь больного, не при¬
нимающаго полезныхъ лѣкарствъ, перехитрилъ, примѣшавъ въ лѣ¬
карству какую-нибудь сласть. Такимъ образомъ съ теченіемъ вре¬
мени врачуемые приходятъ въ такое состояніе, что уже не одно
только удовольствіе, но и любовь къ святому для многихъ дѣ¬
лается побужденіемъ въ путешествію въ зто предмѣстіе; или—лучше
сказать—болѣе скромные приходятъ сюда только по одному втому
побужденію, менѣе ихъ скромные потому и другому, а еще болѣе
етихъ несовершенные приходятъ только для одного удовольствія;
но когда они придутъ, то призвавшій ихъ и угостившій своими
благами мученикъ, хорошо вооруживъ ихъ, не допускаетъ имъ чув¬
ствовать ничего худого. И совершаемое вдѣсь вразумленіе людей
разсѣянныхъ и безпечныхъ и какъ бы изъятіе ихъ игъ среды неи¬
стовства одинаково удивительно, какъ если бн кто-либо, попавъ
въ печь, не потернѣ ль отъ огня ничего. Когда молодость и без¬
разсудная смѣлость, внио и пресыщеніе сильнѣе пламени охваты¬
ваютъ мысли, тогда роса отъ блаженнаго, нисходя чревъ взоры
въ душу взирающихъ, погашаетъ пламя, останавливаетъ пожаръ ■ орошаетъ умъ великимъ благоговѣніемъ. Тавъ блаженный со¬
крушилъ насиліе распутства; а какъ онъ угасилъ силу демона?
Этимъ самымъ онъ прежде всего сдѣлалъ бездѣйственнымъ и еіч>
присутствіе и вредъ отъ басни, а потомъ изгналъ и самого демона.
Во прежде, чѣмъ говорить о способѣ изгнанія, прошу васъ валѣ-