Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
593 О СВЯТОМЪ ВАВНЛ». мали страданія ва Владыку н становились отъ нихъ болѣе радост¬
ными. Такъ одинъ говоритъ: радуюся страданйиа метая (Воя.
і, 24); а Лука говоритъ ото же самое о прочемъ хорѣ апостоловъ:
послѣ многихъ бичеваній они ушли, говоритъ, яко добтиася ва имя Христово безчестіе пріяты (Дѣян, г, 41). Итакъ,
чтобы кто-нибудь ивъ невѣрныхъ не подумалъ, будто его подвиги
были слѣдствіемъ необходимости и униженія, онъ велитъ погреб¬
ете съ тѣломъ и самые внаки этихъ подвиговъ, выражая, что они
ему весьма пріятны и любовны, по сильной привязанности его къ
любви Христовой. И теперь лежатъ эти увы вмѣстѣ съ его пра¬
хомъ, внушая всѣмъ предстоятелямъ церквей, что хотя бы над¬
лежало быть связанными, или быть убитыми, или потерпѣть что
бы то ни было, все они должны переносить охотно и съ великимъ
удовольствіемъ, дабы не предать и не постыдить ввѣренной -намъ
власти ни въ малѣйшей части. Такъ блистательно кончилъ жизнь
свою этотъ блаженный! Можетъ быть кто подумаетъ, что здѣсь
и мы окончимъ слово, — потому что по окончаніи живии не бы¬
ваетъ поводовъ въ подвигамъ и мужеству, подобно тому, какъ не¬
возможно сплетать вѣнки борцамъ, когда кончились состязанія. Но
такъ думать естественно ленчикамъ, которые надежду свою огра¬
ничили настоящею жнвнію; а мы, для которыхъ здѣшняя смерть
бываетъ началомъ другой радостнѣйшей жввп, далей отъ такого
мнѣнія и предположенія. И что—справедливо, мы яснѣе докажемъ
въ другомъ словѣ; пока же и дѣянія, совершенныя доблестнымъ
Вавилою послѣ смерти, достаточны для того, чтобы дать много
вѣры нашему слову. Послѣ того, какъ онъ до смерти подвивался
за истину, и до крови противоборствовалъ грѣху, и чтобы не оста¬
вить мѣста, которое назначилъ ему великій Царь, отдалъ свою
душу, н умеръ блистательнѣе всякаго героя, его приняло небо, а
тѣло, которое послужило ему въ борьбѣ, приняла земля, и такимъ
образомъ тварь раздѣлила подвижника. Онъ могъ бы быть прело¬
женъ, подобно Еноху, нлн восхищенъ, подобно Иліи, которымъ
онъ подражалъ; но Богъ, человѣколюбивый и дающій намъ без¬
численные случаи ко спасенію, вмѣстѣ съ прочими путями проло¬
жилъ намъ н этотъ, достаточно призывающій насъ къ добродѣ¬
тели, оставивъ пои у насъ мощи святыхъ. И подлило, послѣ
силы слова второе мѣсто занимаютъ гробы святыхъ въ дѣлѣ вов- км
бужденія взирающихъ и нихъ душъ въ такой же ревности; и
когда кто предстанетъ гдѣ-нибудь предъ такой гробницей, онъ тот¬
часъ начинаетъ ясно чувствовать ея дѣйствіе. Видъ гробницы, про¬
никая въ душу, и поражаетъ ее, н возбуждаетъ, и приводитъ въ
такое состояніе, какъ будто самъ лежащій въ ней молится вмѣстѣ,
стоитъ предъ нами я мы видимъ его; н такимъ образомъ чело- ТВОРЖЮЯ ОВ. ІОАННА. 8ХАТ0701АГО. 38