Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
592 ТВОРЕНІЯ СВ. ІОАННА аіАТОУСТАГО. книги, м тоже вписалъеси (Исх. хххп, 32). Нн одинъ отецъ, ко¬
торому можно наслаждаться безчисленными благами, не пожелалъ
бн подвергнуться наказанію вмѣстѣ съ дѣтьми; но апостолъ, какъ
жившій подъ благодатію, и такую любовь еще усиливаетъ ради
Христа. Онъ желалъ не вмѣстѣ съ другими подвергнуться нака¬
занію, какъ тотъ, но молился о своей погибели ради того, чтобы
другимъ .удалось спастись, говоря: отлученъ бъти отъ Христа по братіи моей, сродницѣхъ моихъ по плоти (Рим.
п, 3). Таково благосердіе н состраданіе въ душахъ святыхъ! По¬
этому и св. Вавнла болѣе и болѣе тервался въ сердцѣ, видя, что
царь' идетъ далѣе и далѣе къ погибели. И что дѣлалъ оиъ, дѣлалъ
не только страдая за храмъ, но и по чувству любви къ царю,
потому что кто наноситъ оскорбленіе служенію Божію, тотъ ни¬
сколько не вредитъ ему, а на себя навлекаетъ безчисленныя бѣд¬
ствія. 11. Посему втотъ чадолюбивый отецъ, видя, что наглецъ въ
ярости стремится въ пропасть, старался удержать его безумное
стремленіе, какъ какого-нибудь необузданнаго коня, поспѣшая
укоривною оттолкнуть его назадъ. Но тотъ несчастный не допу¬
стилъ втого; а, закусивъ удила и сопротивляясь, предавшись гнѣву
и бѣшенству вмѣсто правыхъ помысловъ, бросился въ бевдну край¬
ней погибели; выведя святого изъ темницы, онъ приказалъ отвести
его связаннымъ на смерть. Дѣйствительно совершавшееся было
противоположно тому, что было видимо. Связанный разрѣшался
равомъ отъ всѣхъ увъ и желѣзныхъ н тѣхъ, которые еще крѣпче,
т. е. отъ эаботъ и трудовъ, и отъ всего прочаго, окружающаго
насъ въ втой тлѣнной жизни; а тотъ, кто казался свободнымъ отъ
550 же лѣва и стали, облагался другими болѣе тяжелыми узами, свя¬
зываемый цѣпями грѣховъ. Итакъ, готовясь быть убитымъ, бла¬
женный завѣщалъ, чтобы тѣло его погребено было вмѣстѣ съ же¬
лѣзными оковами, указывая, что и кажущееся позорнымъ, когда
оно ради Христа, бываетъ почтенно и славно, и что испытываю¬
щему вто не только не нужно скрываться, по нужно еще хва¬
литься втимъ. И въ ѳтомъ онъ подражалъ блаженному Павлу, ко¬
торый со всѣхъ сторонъ показывалъ свои левы, увы, цѣпь, хвалясь
н величаясь тѣмъ, чего другіе стыдились. А что стыдились, вто
самъ онъ сдѣлалъ яснымъ для насъ своею защитительною рѣчью
предъ Агриппою. Еогда тотъ схавалъ: мя препираши хри¬ стіанина быти, то Павелъ отвѣчалъ: молилъ убо быть Бога, и
вмалѣ и во мнозѣ, не токмо тебе, но и всѣхъ окрестъ стоящихъ,
быти христіанъ, кромѣ узъ сихъ, (Дѣян, ххѵі, 28, 29); втого онъ не прибавилъ бы, если бы вещь эта не хавалась для многихъ по¬
зорною. А святые, любя Владыку, съ великимъ усердіемъ прннн-