Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
о святомъ вляилъ. 591 можно дальше отъ своего дома. Здѣсь можно было событіе съ
Иродомъ не только узнать по слуху, но и видѣть главами въ
большемъ объемѣ, такъ какъ діаволъ опять вывелъ его на зрѣ¬
лище жмени, только съ большей торжественностію н обстановкою,
на мѣсто тетрарха поставивъ царя и вмѣсто' одной вины давши
дѣлу двойное содержаніе, много болѣе притомъ гнусное, сравни¬
тельно съ первою, такъ что не по числу только, но и по самому
свойству дѣйствій эта трагедія стала болѣе блестящею.-Не бракъ
здѣсь оскорблялся, какъ тамъ, и не изъ беззаконнаго смѣшенія,
лукавый сплелъ это происшествіе, по изъ преступнѣйшаго осквер¬
ненія дѣтоубійствомъ, изъ жесточайшаго насилія н ивъ беззако¬
нія, не въ отношеніи къ женѣ, но къ самой святынѣ. Брошен¬
ный такимъ образомъ въ темницу, блаженный радовался узамъ
своимъ, но скорбѣлъ о погибели того, кто свивалъ его. Ни отецъ,
ни воспитатель, когда пріобрѣтаютъ извѣстность вслѣдствіе поро¬
ковъ н неудачъ—первый своего сына, а второй ученика, не испы¬
тываютъ отъ этой извѣстности чуждаго печалн удовольствія. По¬
этому и блаженный Павелъ говорилъ коринѳянамъ: молимся же
ни единаго зла сотворити вамъ, не яко да мы искусна явимся,
но да вы доброе сотворите, мы же яко не искусна будемъ (2 Еор.
хш, 7). Такъ и для этого дивнаго мужа вожделѣннѣе наградъ за 549
узы было тогда спасеніе ученика и то, чтобы ученикъ, вразумив-
шись, лишилъ его этихъ похвалъ, или лучше, чтобы онъ вовсе
не впадалъ въ такую развращенность. Святые не хотятъ, чтобы
вѣнцы инъ сплетались изъ чужихъ несчастій; если же не хотятъ
изъ чужихъ, то тѣмъ болѣе изъ несчастій, случающихся со своими.
Потому и блаженный Давидъ послѣ трофеевъ и побѣды сѣтовалъ
и плакалъ, такъ какъ эта побѣда соединена была съ несчастіемъ
его сына; и отправлявшимся военачальникамъ заповѣдалъ многое
въ защиту этого мятежника, желавшихъ убить его удерживалъ,
говоря: пощадите отрока Авессалома (2 Цар. хѵш, &), и, когда
тотъ палѣ, оплакивалъ его и съ стонами н горькими слезами
призывалъ своего врага. Если же плотскій отецъ такъ чадолюбивъ, то тѣмъ болѣе ду¬
ховный. А что духовные отцы попечительнѣе отцовъ плотскихъ,
послушай Павла, который говоритъ: кто изнемогаетъ, и не изне¬
могаю; кто соблазняется, и азъ не разжизаюся (2 Еор. хі, 29)?
Впрочемъ здѣсь представляется намъ равенство; хотя (плотскіе)
отцы едва ли могутъ произносить такія слова, но допустимъ, что
они достигаютъ и до этого,—а намъ нужно доказать нѣчто боль¬
шее. Чѣмъ же мы докажемъ это? Тѣмъ же опять сердцемъ и
словами законодателя (Моисея). Что же говорилъ тотъ? Аще убо
оставиишимъ грѣхъ ихъ, остави: аще же ни, и мя изглади