Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
БЕСѢДЫ О СТАТУЯХЪ IV. 591 бодрствовать, то можемъ собрать за это время много плодовъ и на¬
полнить житницы нашей души. Если станемъ бодрствовать, то не
только не потерпимъ никакого зла отъ этой скорби, но и полу¬
чимъ неисчислимыя блага. Если же будемъ безпечны, то и покой
насъ погубитъ. Безпечному то и другое вредитъ, а старательному
и то и другое приноситъ пользу. Бакъ золото сохраняетъ свой
блескъ и тогда, когда лежитъ въ водѣ, и еще свѣтлѣе дѣлается,
когда брошено въ горнило; напротивъ глина и сѣно, упавъ въ
воду, первая расплывается, а послѣднее гніетъ, попавъ же въ огонь,
первая засыхаетъ, а послѣднее сгораетъ: такъ и праведникъ и
грѣшникъ,—первый, и наслаждаясь повоемъ, остается свѣтлыиъ
какъ золото, погруженное въ воду, и подвергшись искушенію, дѣ¬
лается еще свѣтлѣе, какъ волото, испытываемое огнемъ, а грѣш¬
никъ, и вкушая повой, расплывается и гніетъ, какъ сѣно и глина,
брошенныя въ воду, и подвергшись искушенію, сгораетъ и гибнетъ,
какъ сѣно и глина отъ огня. 2. Не будемъ же сѣтовать о настоящемъ бѣдствіи. Если у тебя
есть грѣхи, они легко истребятся и попалятся скорбію. Если же у
тебя есть добродѣтель, отъ скорби она сдѣлается свѣтлѣе и блиста¬
тельнѣе. Если станешь непрестанно бодрствовать и трезвиться, то
будешь выше всякого вреда, потому что причиною паденій, обыкно¬
венно, бываетъ не свойство искушеній, а безпечность искушае¬
мыхъ. Итакъ, если хочешь быть веселымъ и наслаждаться по¬
коемъ и удовольствіемъ,—не удовольствія ищи, и не покоя, но
старайся, чтобы душа твоя обладала мужествомъ и была способна
къ терпѣнію, потому что, если не будешь имѣть этихъ качествъ,
тебя не только побѣдитъ искушеніе, но еще скорѣе погубитъ и
низложитъ покой. А дабы увѣриться, что не ударъ бѣдствій, а
безпечность нашей души разрушаетъ паше спасеніе, послушай,
что говоритъ Христосъ: всякъ, иже слышитъ словеса Моя сія, и
творитъ я, уподобится мужу мудру, иже совда храмину свою
на камени: и сниде дождь, и «ріидоша рѣки, и возвѣяша вѣтры,
и нападоша на храмину ту, и не падеся: основана бо бѣ на
камени. И опять: всякъ слышаЛ словеса Моя сія, и не творя ихъ,
унодобися мужууроднеу, иже совда храмину свою на песцѣ: и
сниде дождь, и пріидоша рѣки, и возвѣяша вѣтры, и
храминѣ той, и падеся: и бѣ разрушеніе ея веліе (Матѳ, ѵп,
24—27). Видишь, что не удары искушеній, а неразуміе строите¬
лей было причиною паденія, потому что и тамъ дождь и здѣсь
дождь; и тамъ рѣки и здѣсь рѣки; и тамъ напоры вѣтровъ и здѣсь
то же самое; и тотъ строилъ и этотъ строилъ; то же строеніе п
тѣ же искушенія, но не одинаковъ конецъ, потому, что не одина¬
ково основаніе. Такимъ образомъ не свойство искушеній, а не-