Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
586 О СВЯТОМЪ ВЛВНЛ*. лѣвнію, промвводыъ превосходное врачеваніе. Поѳтому я смѣю
могу сказать, что онъ былъ чистъ ■ отъ гнѣва, н робости, и гор¬
дости, и тщеславія, н вражды, н страха, н лести. А если надо схавать и нѣчто странное, то я удивляюсь этому -
блаженному не столько аа то, что онѣ рѣшился противостать ярости
властителя, сколько ва то, что понялъ, въ навой мѣрѣ надо было
это сдѣлать, и ничего лишняго нн сдѣлалъ, ни схавалъ. Что по¬
слѣднее удивительнѣе перваго, можно видѣть ивъ того, что многіе пер¬
ваго достигли, а послѣдняго не могли сдѣлать, такъ какъ просто
быть дерзновеннымъ свойственно часто и обыкновеннымъ людямъ, но
чтобы оказывать себя такимѣ сколько должно, въ надлежащее время, съ
приличною соразмѣрностію и съ благоразуміемъ, для этого требуется
душа весьма великая н дивная. Такъ н Семей весьма сильно по¬
рицалъ блаженнаго Давида н наввалъ его мужет цровЫ (2 Цар.
хп, 7); но я не могу назвать этого дерзновеніемъ, а—невоѳдержностію
ненка, дерзостію ума, необуэданностію, неразуміемъ, всѣмъ скорѣе,
нежели дерзновеніемъ. Я думаю, тому, кто хочетъ быть обличителемъ,
должно какъ можно дальше отклонять душу свою отъ дерзости н
гордости н покалывать силу свою только въ сущности словъ н
дѣлъ. Такъ и питомцы врачей, когда имъ нужно раврѣэнвать за¬
гноившіеся члены, или остановить въ нихъ воспаленіе, присту-
наютъ къ врачеванію, не приводя себя напередъ въ гнѣвъ, а на¬
противъ тогда особенно н стараются сохранить умъ свой въ
надлежащемъ спокойствіи, чтобы его смущеніе не повредило ихъ
искусству. Если же тотъ, кто хочетъ лѣчить тѣло, имѣетъ нужду ма
въ такомъ спокойствіи, то врачующаго душѣ, въ какое, скажи
мнѣ, поставимъ мы состояніе и какого потребуемъ отъ него любо¬
мудрія? Очевидно, гораздо большаго, такого, какое показалъ этотъ
доблестный мученикъ. Онъ, какъ бы полагая намъ нѣкоторые пра¬
вила н законы, чтобы отъ нихъ намъ и въ остальномъ заимство¬
вать соразмѣрныя указанія, такъ отвергъ того несчастнаго отъ свя¬
щенной цграды. И невидимому, одинъ подвигъ совершенъ былъ;
мо если кто вникнетъ въ него н тщательно разсмотритъ со всѣхъ
сторонъ, то найдетъ въ немъ вмѣстѣ еще и другое я третье, доброе дѣло
н великое сокровище польвы. Хотя изгнанникъ тогда былъ одинъ,
но мольву чрець -него получили многіе. Въ подвластной тирану
области (а это была большая часть вселенной),—всѣ невѣрующіе
были поражены и удивились, узнавъ, какое дерзновеніе сообщаетъ
Христосъ рабамъ Своимъ, осмѣивали свое раболѣпство, неволю и
униженіе, видѣли, сколько различія между благородствомъ христіанъ
н постыднымъ состояніемъ язычниковъ. У нихъ тѣ, которымъ ввѣ¬
рено попеченіе о храмахъ, служатъ больше царямъ, нежели бо-
гаіга. и идоламъ, и ивъ страха къ нимъ сидятъ при своихъ исту-