Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
680 ТВОРЕНІЯ СВ. ІОАННА ЗЛАТОУСТАГО. язычники возражаютъ нанъ, можно и смѣяться надъ ними и пла¬
кать, потому что они берутся за дѣла гораздо болѣе трудныя, не¬
жели тотъ, кто надѣется ранить небо и исчерпать бездну. Свѣтъ,
никогда не будетъ мракомъ, пока онъ свѣтъ; и истина нашихъ
дѣлъ не будетъ опровергнута, потому что она—истина, а сильнѣе
ея нѣтъ ничего. Итакъ, всякій не сошедшій съ ума и не безум¬
ный согласится, что и древнее, извѣстное намъ по слуху, досто¬
вѣрно не менѣе настоящаго и видимаго нами; а чтобы еще болѣе
воввысить нашу побѣду, я хочу равскавать объ одномъ дивномъ
событіи, совершившемся при нашемъ поколѣніи. Но не смущай¬
тесь, если я, обѣщаясь разсказать о чудѣ, бывшемъ при насъ,
начну разевавъ повѣствованіемъ ивъ древней исторіи, потому что
я не остановлюсь на немъ только одномъ и не о такомъ древнемъ
буду говорить, которое чуждо новѣйшему событію: оба они имѣютъ
отношеніе между собою и разрывать послѣдовательность ихъ нельзя,
какъ вы сами хорошо увнаете, выслушавъ самыя событія. 6. При нашихъ предкахъ былъ одинъ царь; я не могу гово¬
рить, каковъ былъ етотъ царь въ остальномъ, но, услышавъ о
злодѣяніи, на которое онъ дерзнулъ, вы поймете, какъ и въ
остальномъ былъ жестокъ нравъ его. Какое же было ето зло¬
дѣяніе? Одинъ народъ, воевавшій съ этимъ царемъ, рѣшился пре¬
кратить войну, чтобы и другихъ не убивать и самимъ больше не-
быть убиваемыми отъ другихъ, освободиться отъ хлопотъ, опас¬
ностей и страха, довольствоваться свонмъ состояніемъ и не искать
ничего большаго, такъ какъ лучше безъ опасенія наслаждаться
умѣреннымъ, нежели стремясь къ большему быть всегда въ
страхѣ и трепетѣ, всю жизнь дѣлать вло другимъ и себѣ получать,
(то же) отъ другихъ. Итакъ, рѣшившись прекратить войну и жить
спокойно, онн надумали скрѣпить это благо твердымъ договоромъ
и надежными условіями. И заключивъ договоръ и обмѣнявшись
клятвами, старались сверхъ того убѣдить своего царя, что
еслибы онъ отдалъ своего сына, совсѣмъ еще ребенка, надежнымъ
залогомъ мира, то внушилъ бы прежнимъ врагамъ свонмъ увѣ¬
ренность и доставилъ имъ доказательство собственнаго настрое¬
но нія,—что искренно онъ заключаетъ миръ съ ними. Такими рѣ¬
чами они убѣдили его и царь отдалъ своего сына, какъ думалось ему,
друзьямъ и союзникамъ, но, какъ показалъ конецъ, свирѣпѣйшему
изъ всѣхъ ввѣрю. Взявъ по закону дружбы и договора это цар¬
ское дитя, врагъ все разомъ попралъ и ниспровергъ—и клятвы, к
условія, и стыдъ предъ людьми, и благоговѣніе предъ Богомъ, и
жалость въ возрасту; ни юность отрока не смягчила этого звѣря,
ни слѣдующій ва такими преступленіями судъ не устрашилъ эГого-
дикаря, не повліяли на него и слова отца, отдавшаго сына, ко-