Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
578 ТВОРЕНІЯ СВ. ІОАННА 8ЛАТ0УСТАГ0. немногихъ вданій, со старухами и махами дѣтьми, не станетъ
спорить съ побѣднтехемъ, преодолѣвшимъ большее, что будто ба
онъ не можетъ сдѣлать остального. А дѣла рыбарей не такова,
но процвѣтаютъ съ каждымъ днемъ, хотя достигли они нашего
времени не на свободѣ и въ спокойствіи, а среди скорби, преслѣ¬
дованій и борьба. Язычество, распространенное по всей землѣ и
владѣвшее душами всѣхъ людей, послѣ такой сила и возрастанія,
такъ наконецъ разрушено силою Христовою; а наша проповѣдь
не тогда стала имѣть враговъ, когда вездѣ распространилась и
утвердилась, но прежде, чѣмъ укрѣпилась и укоренилась въ ду¬
шахъ слушателей, съ самаго начала должна была противостать
всей вселенной, началомъ и властемъ и тмы вѣка сею, духовомъ злобы (Еф. п, 13), потому что, когда еще не
разгорѣлась хорошо искра вѣры, потекли на нее рѣки и беэдны
&38 со всѣхъ сторонъ. А вы внаете, что не все равно, вырывать ли
растеніе, укоренившееся множествомъ лѣтъ, или только что поса¬
женное въ вемлю. Но и при такомъ положеніи дѣлъ, хотя, какъ
я сказалъ, зту еще малую искру благочестія затопило море про¬
тивниковъ, она не только не погасла отъ него, но, становясь
больше и свѣтлѣе, скоро проникала всюду, легко разрушая и
истребляя дѣла враговъ, а дѣла своихъ возвышая и поднимая до
ненвреченной высоты, не смотря на то, что ей служили люди не¬
значительные и неизвѣстные. Причиною же втого были не рѣчи
и чудеса рыбарей тѣхъ, но дѣйствовавшая въ нихъ сила Хри¬
стова. Въ числѣ совершавшихъ это одинъ былъ скинотворецъ —
Павелъ, а Петръ — рыбарь; такимъ простымъ и уничиженнымъ
людямъ никогда не пришло бы и выдумать что-нибудь подобное,
развѣ только кто скажетъ, что они съума сошли я безумствовали.
По что они не безумствовали, ясно какъ ивъ того, что они со¬
вершили словами, такъ н ивъ того, что еще и нынѣ вѣрятъ имъ.
Такъ никогда не лгали и такъ просто не хвалились. И, какъ я
сказалъ вначалѣ, кто хочетъ обмануть, тотъ конечно лжетъ, но
лжетъ не такъ, чтобы это было явно для всѣхъ. Если и по со¬
вершеніи событій, когда свидѣтельствуютъ о достиженіи цѣли
столь многіе, частію увѣровавши и въ тѣ времена, частію въ по¬
слѣдующее время повсюду прославляя это, не только у насъ, но
и у варваровъ, и у людей еще болѣе дикихъ,—находятся всетакн
иные, которые послѣ столь многихъ доказательствъ и послѣ, такъ
сказать, свидѣтельства цѣлой вселенной, не вѣрятъ этимъ собы¬
тіямъ, и притомъ многіе безъ всякаго испытанія и изслѣдованія-
то кто вначалѣ, не видѣвъ такихъ дѣлъ и не имѣя достовѣрныхъ
о нихъ свидѣтельствъ, принялъ бы душею эту вѣру? Да что Ьо;
обще и побудило бы апостоловъ выдумать и составить нѣчто по-