Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
571 О СВЯТОМЪ В А вилъ. бездушныя тѣла, какъ онъ повелѣлъ, разрушая до основанія общіе
законы природы? Общіе законы природы у всѣхъ людей—покры¬
вать умершаго землею, предавать погребенію и хоронить въ нѣд¬
рахъ матери всѣхъ—земли. Этихъ законовъ не колебалъ никогда
ни эллинъ, ни варваръ, ни скиѳъ, ни иной, кто даже превосходя¬
щій ихъ грубостію, но всѣ чтутъ и соблюдаютъ ихъ: такъ они свя¬
щенны и почтенны для всѣхъ. Но демонъ, снявъ маску, съ откры¬
тою головою возстаетъ противъ общихъ уставовъ природы: мертвые,
говоритъ онъ, скверна. Не мертвые скверна, лукавѣйшій демонъ,
а злая воля есть мерзость. Если, же надо скавать и нѣчто удиви¬
тельное, то скорѣе тѣла живыхъ исполнены зла, нежели тѣла
умершихъ нечисты, потому что тѣ служатъ велѣніямъ души,, эти же
лежатъ неподвижно, а неподвижное и не имѣющее никакого чувства
бываетъ свободно н отъ всякой вины. Впрочемъ я не говорю, чтобы
и тѣла живыхъ людей были по самой природѣ нечисты, но что
вездѣ за преступленія всѣхъ отвѣтственна злая и развращенная
воля. Нѣтъ, Аполлонъ, не мертвое тѣло есть скверна, но гнаться 8а
дѣвицею цѣломудренною, чтобы лишить ее дѣвственной чести, и
плавать, не получивъ удачи въ безстыдномъ дѣлѣ,—это вотъ до¬
стойно и осужденія и наказанія! Много было и у насъ пророковъ
дивныхъ и великихъ, много предсказывавшихъ о будущемъ и никогда
не повелѣвали они вопрошавшимъ выкапывать кости умершихъ;
а Іезекіиль, стоя близѣ самыхъ костей; не только не встрѣтилъ
въ нихъ себѣ, никакого препятствія, но и возвратилъ • ихъ опять къ
жизни, облекши ихъ плотію, жилами и кожею. Великій же Моисей не 53*
только стоялъ подлѣ мертвыхъ костей, но даже цѣлаго мертвеца
несъ съ собою—Іосифа—и при этомъ предсказывалъ будущее. И
это вполнѣ естественно, потому что ихъ слова были благодатію
Духа Святаго, а слова тѣхъ—обманъ и ложь, которая ничѣмъ не
можетъ быть прикрыта. Что тѣ слова были отговоркою н предло¬
гомъ, и-что боялся онъ блаженнаго Вавилы, ясно изъ того, что
сдѣлалъ царь: оставивъ всѣхъ остальныхъ мертвецовъ, онъ пере¬
несъ одного только этого мученика' И притомъ, если бы онъ дѣлалъ это,
гнушаясь имъ, а не боясь, то надо было приказать, чтобы гробницу
разломали, потопили въ морѣ, удалили въ пустое мѣсто, или уни¬
чтожили другимъ какимъ-нибудь образомъ: это свойственно было
гнушающемуся. Такъ сдѣлалъ Богъ, когда говорилъ евреямъ о
мерзостяхъ язычниковъ: Онъ повелѣлъ сокрушить столбы ихъ, а
не нести эти мерзости изъ предмѣстій въ города. 3. Итакъ, мученикъ былъ перенесенъ, но демонъ и послѣ того
не наслаждался безопасностію, а тотчасъ угналъ, что кости-то
мученика возможно перенести, но рукъ мученика избѣжать не-