Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
670 ТВОРЕНІЯ СВ. ІОАННА 8ЛАТ0УСТАГ0. сить солнце, поколебать н низвергнуть основанія земли. Это пред¬
возвѣстилъ и Христосъ, сказавъ такъ: и земля мимо , словеса оке моя не мимо идутъ (Мѳ. ххіѵ, 35). Но ты не выно¬
сишь словъ Христа: такъ послушай голосъ событій. Я, удостоив¬
шійся познать, что значить изреченіе Божіе, какъ оно могуще¬
ственно н необоримо, вѣрую, что оно достовѣрнѣе н порядка
природы,^ и опыта всѣхъ событій; а ты, пресмыкающійся по вемлѣ
и пристрастившійся къ изслѣдованію человѣческихъ мнѣній, прими
свидѣтельство событій,—я ни въ чемъ не протвворѣчу и не спорю. 2. Что же говорятъ событія? Христосъ сказалъ, что легче по¬
гибнуть небу и землѣ, нежели пропасть какому-либо ивъ словъ
Его; противъ этого сталъ говорить тотъ царь и угрожалъ истре¬
бить эти догматы. Гдѣ же царь, угрожавшій такъ? Погибъ, исчезъ,
и теперь во адѣ ждетъ себѣ неизбѣжнаго наказанія. А гдѣ Хри¬
стосъ, изрекшій тѣ слова? На небесахъ, одесную Отца занимаетъ
высочайшій престолъ славы. Гдѣ хульння рѣчи царя и необуздан¬
ный языкъ? Онъ сдѣлался пепломъ, прахомъ и пищею червей.
А гдѣ изреченіе Христово? Оно сіяетъ истиною дѣлъ, и слѣд¬
ственно блистаетъ въ событіи, какъ бы съ золотого столба. Ничего
не опустилъ тогда царь, намѣреваясь воздвигнуть противъ насъ
войну, но и волшебниковъ призывалъ, и чародѣевъ собиралъ, и
.все наполнено было демонами и злыми духами,
ьзі Еакое же было воздаяніе га зто служеніе? Разрушеніе горо¬
довъ и голодъ, жесточайшій ивъ всѣхъ голодовъ. Вы конечно
знаете и помните, какъ пусто было безъ товаровъ торжище, ка¬
кихъ смутъ полны были мастерскія, когда каждый старался прежде
другихъ схватить попавшееся на глаза и уйти. И что я говорю
о голодѣ, когда саыые источники оставались безъ воды, источники,
которые ватмѣвали рѣки обиліемъ воды? Но такъ какъ я упомя¬
нулъ объ источникахъ, то взойдемъ наконецъ въ Дафну, и обра¬
тимъ рѣчь въ дѣяніямъ мученика. Вы, конечно, желаете еще вы¬
ставить на позоръ мерзости язычниковъ, но и такъ, имѣя его при
себѣ, принудимъ мы ихъ отступить, потому что гдѣ память муче¬
никовъ, тамъ во всякомъ случаѣ и позоръ явычниховъ. Итакъ
этотъ царь, взойдя въ Дафну, непрестанно надоѣдалъ Аполлону,
приставая съ просьбами н мольбами, чтобы сказалъ ему что-нибудь
о будущемъ. Что же прорицатель, великій богъ явычнивовъ? Мертвые,
сказалъ онъ, препятствуютъ мнѣ говорить; но ты разрушь гробницы,
выкопай кости, перенеси мертвыхъ. Что можетъ быть нечестивѣе
этихъ повелѣній? Демонъ вводитъ странные законы раскапыванія
гробницъ и выдумываетъ новые способы изгнанія чужихъ. Вто
слыхалъ, чтобы мертвые были когда-нибудь изгоняемы? Вто ви¬
далъ, чтобы приказывалось переносить съ одного мѣста на другое