Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
О СВЯТОМЪ ВАВИЛѢ. 569 голову. У человѣка вообще не бываетъ, конечно, подвиговъ
ноелѣ смерти; но у мученика можетъ быть н много н великихъ,
не для того, чтобы ему сдѣлаться болѣе славнымъ (онъ нисколько
не нуждается въ одобреніи народа), но чтобы ты, невѣрный, по¬
нялъ, что смерть мучениковъ не есть смерть, а начало лучшей
жн8ни, вступленіе въ жнвнь болѣе духовную, преставленіе отъ
худшаго въ. лучшему. Не на то гляди, что лежитъ предъ тобою
нагое тѣло мученика, лишенное • душевной дѣятельности, а раз¬
смотри то, что въ немъ присутствуетъ иная, высшая самой души,
сила, благодать Святаго Духа, которая чревъ свои чудотворенія
всѣмъ говоритъ въ защиту воскресенія. Если мертвымъ и обра¬
тившимся въ прахъ тѣламъ Богъ даровалъ силу большую, нежели
у всѣхъ живыхъ, то тѣмъ болѣе Онъ даруетъ имъ жжвнъ лучшую
прежней и блаженнѣйшую во время раздаянія вѣнцовъ. Какіе же
подвиги этого мученика? Не смущайтесь, если мы поведемъ бе¬
сѣду нѣсколько недалека. Вѣдь тѣ, которые хотятъ хорошо пока¬
зать картины, нѣсколько отводятъ зрителей отъ доски и потомъ
уже открываютъ ихъ, на разстояніи давая нмъ яснѣе видѣть. По¬
терпите же и вы, пока мы отводимъ назадъ слово. Когда превзошедшій всѣхъ нечестіемъ Юліанъ вступилъ на
царскій престолъ и принялъ скипетръ господства, онъ тотчасъ
поднялъ руки на Создателя своего Бога, отрекся отъ Благодѣтеля,
н снизу, отъ земли, смотря на небо, залаялъ подобно бѣшенымъ
псамъ, которые одивакЬво поднимаютъ' лай и на тѣхъ, кто не
кормитъ ихъ,.и на тѣхъ, кто кормятъ, нлн—лучше—сталъ неистов¬
ствовать хуже и нхъ. Они одинаково отвращаются и ненавидятъ
какъ своихъ, такъ и чужихъ, а онъ предъ врагами спасенія, бѣ¬
сами, вилялъ хвостомъ и оказывалъ имъ всякаго рода служеніе,
Благодѣтеля же и Спасителя, который не пощадилъ для него даже
Единороднаго Своего, отвергся я возненавидѣлъ, и поносилъ крестъ,
ту вещь, которая возстановила лежавшую во прахѣ вселенную, про¬
гнала отовсюду тьму и озарила насъ свѣтомъ, блистательнымъ
болѣе лучей солнца. И на этомъ не остановился въ своемъ не¬
истовствѣ, но обѣщалъ истребить ивъ среды вселенной родъ га¬
лилеянъ: такъ онъ обыкновенно называлъ насъ,—хотя, если онъ
считалъ имя христіанъ предметомъ отвращенія и вполнѣ постыд¬
ною вещью, то для чего пожелалъ безчестить насъ не этимъ са¬
мымъ, а чужимъ именемъ? Онъ хорошо гналъ, что» названіе, озна¬
чающее близость во Христу, служитъ великимъ украшеніемъ не
только людямъ, но н ангеламъ и вышнимъ силамъ. Поэтому онъ
м употреблялъ всѣ мѣры, чтобы отнять у насъ это украшеніе и
прекратить проповѣдь. Но это было невозможно, жалкій и не¬
счастный человѣкъ, какъ невозможно было разрушить небо, пога-