Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
567 О СВЯТОМЪ МУЧЕНИКѢ ЛУКІАНѢ. только: я Христининъ; н когда палачъ говорилъ: какого ты оте¬
чества?—я христіанинъ, отвѣчалъ онъ; какое у тебя занятіе?—я
христіанинъ; кто предки? — онъ на все отвѣчалъ: я христіанинъ, .
однимъ этимъ простымъ словомъ поражая голову діавола и нанося
«му постоянныя одну за другою раны. Хотя онъ обладалъ и внѣш¬
нимъ образованіемъ, но вѣрно вналъ, что въ такихъ состязаніяхъ
нужно не риторство, а вѣра, не сила слова, а боголюбивая душа;
достаточно, говоритъ, одного слова, чтобы обратить въ бѣгство все
полчище діавольское. Для тѣхъ, которые не тщательно вникаютъ
въ дѣло, этотъ отвѣтъ покажется, пожалуй, неумѣстнымъ; но кто
остановитъ на немъ вниманіе, тотъ усмотритъ и изъ него мудрость н»
мученика. Сказавъ: я христіанинъ, онъ объяснилъ этимъ и свое
отечество, н родъ, и занятіе, и все. Какимъ образомъ? Я говорю:
христіанинъ не имѣетъ города на землѣ, но вышній Іерусалимъ:
вышній Іерусалимъ, говоритъ (апостолъ), свободъ есть, иже есть
маты намъ (Гал. іѵ, 26). Христіанинъ не имѣетъ занятія на землѣ,
но посвящаетъ себя вышнему обраэу живни: наше бо житіе, гово¬
ритъ (апостолъ), на небесѣхъ есть (Филипп. іп, 20). Христіанинъ
имѣетъ своими сродниками и согражданами всѣхъ святыхъ: ин
еожителе святымъ, говоритъ (апостолъ), и присніи Богу (Ефес.
и, 19). Такимъ образомъ онъ (мученикъ) однимъ словомъ съ точ¬
ностію указалъ, кто онъ, откуда, и отъ кого, и чѣмъ обыкновенно
занимался. Съ этимъ словомъ онъ и жизнь кончилъ, и отошелъ,
понесши ко Христу залогъ въ цѣлости, и потомковъ убѣждая сво¬
ими страданіями—быть твердыми и не бояться ничего, раввѣ только
грѣха и отреченія. Итакъ, зная это, будемъ и мы во время мира заботиться о томъ,
что нужно для войны, дабы съ наступленіемъ войны и намъ воз¬
двигнуть блистательный трофей. Онъ презрѣлъ голодъ, презримъ
и мы роскошь и уничтожимъ власть чрева, чтобы, когда настанетъ
время, требующее отъ насъ такого же мужества, мы, напередъ 52в
приготовившись посредствомъ меньшихъ подвиговъ, явились слав¬
ными во время борьбы. Онъ говорилъ смѣло предъ начальниками
и царями: будемъ дѣлать это нынѣ и мы, и если будемъ засѣдать
въ собраніяхъ богатыхъ я славныхъ язычниковъ, станемъ смѣло
исповѣднвать вѣру, пѳсмѣватьсл ихъ заблужденію. Если они нач¬
нутъ свое превозносить, а наше унижать, не станемъ молчать и
переносить спокойно, но, раскрывъ ихъ гнусность, будемъ про¬
славлять все христіанское съ великою мудростію и смѣлостію; и
какъ царь діадему на головѣ, такъ и мы будемъ вездѣ носить
исповѣданіе вѣры. Не столько его украшаетъ вѣнецъ, сколько
насъ обыкновенно—вѣра и ея исповѣданіе; и не словами только,
но и самыми дѣлами станемъ дѣлать это, являя и жизнь во всемъ