Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
566 ТВОРЕНІЯ СВ. ІОАННА 8ЛАТОУСТАГО чемъ, и жаждемъ, и наготуемъ, и страждемъ (1 Кор. іг, 11),
такъ какъ онъ зналъ, вѣрно зналъ, что не о хлѣбѣ единомъ живъ
будетъ человѣкъ,но о всякомъ глаголѣ, исходящемъ нео устъ Бо¬
жіих» (Матѳ, іг, 4). Когда же свверннй демонъ увидѣлъ, что онъ
не поддается н такой крайности, то сдѣлалъ мученіе еще болѣе
524 тяжкимъ: ввявъ ндоложертвенное н наполнивъ имъ трапезу, онъ
положилъ это предъ его глазамн, чтобы готовою возможностію
осдабить твердость его воли, потому что ми не такъ уловляемсл,
когда не видно соблазнительныхъ предметовъ, какъ въ то время,
когда они находятся предъ нашими главами, какъ и похоть
къ женщинамъ легче одолѣваемъ, не видя благообразной жен¬
щины, нежели постоянно смотря на нее. Однако праведникъ
побѣдилъ и эту хитрость, и чѣмъ діаволъ думалъ ослабить его
мужество, это болѣе всего н укрѣпило его къ подвигамъ: онъ не
только не потерпѣлъ ничего отъ взгляда на ндоложертвенное, но
еще болѣе сталъ отвращаться отъ него и гнушаться. И что мы
испытываемъ по отношенію въ врагамъ, — чѣмъ больше мы смо¬
тримъ на нихъ, тѣмъ больше ненавидимъ нхъ и отвращаемся,—
это же испыталъ онъ тогда въ отношеніи къ той мерзкой жертвѣ:
видя ее, онъ еще больше гнушался и избѣгалъ ея, и постоянное
созерцаніе возбуждало въ немъ еще болѣе ненависти и отвраще¬
нія въ предложенному. Хотя голодъ и сильно вопіялъ внутри и
повелѣвалъ коснуться предложеннаго, но страхъ Божій отводилъ
руки и заставлялъ забыть самую природу; смотря на скверную н
проклятую трапезу, (мученикъ) вспоминалъ о другой, страшной и
исполненной Духа трапезѣ, н такъ воспламенялся, что избралъ
лучше перенести и вытерпѣть все, нежели вкусить тѣхъ скверныхъ
снѣдей. Вспомивалъ онъ и о трапезѣ трехъ отроковъ, которые,
будучи въ молодости взяты въ плѣнъ и лишены всякой ващиты,
въ землѣ чужой и странѣ варварской показали такое любомудріе,
что мужество ихъ воспѣвается донынѣ. Тогда какъ іудеи, и соб¬
ственною владѣя землею, предавались нечестію, и въ храмѣ на¬
ходясь, служили идоламъ, этн юноши, отведенные въ варварскую
страну, гдѣ идолы и поводъ ко всякому нечестію, постоянно со¬
блюдали отеческіе обычаи. Если же плѣнники и рабы, и юные,
говоритъ онъ, прежде благодати показали такое любомудріе, то
какого прощенія будемъ достойны мы, если не сможемъ опередить
ихъ даже и въ той же самой добродѣтели? 3. Размышляя обо всемъ этомъ, онъ посмѣвался элобѣ діавола,
презиралъ его козни и не поддавался ннчему видимому. Поэтому,
когда нечистый тотъ увидѣлъ, что ни въ чемъ ему никакой нѣтъ
пользы, то ведетъ его опять въ судилище и пытая предлагаетъ
непрерывные вопросы. А онъ на каждый вопросъ отвѣчалъ одно