Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
550 ТВОРЕНІЯ СВ. ІОАННА 8ЛАТОУСТАГО. тивникъ станетъ протяворѣчить в, разбирая дѣло съ излишнею
точностію, возразитъ: если это было пророчество, то для чего
607 (Павелъ) извинялся, говоря, не вѣдахъ, яко архіерей 5),— то мы скажемъ: для того, чтобы другихъ вразумить и научить
обращаться съ начальниками почтительно, какъ поступалъ и Хри¬
стосъ. Онъ, высказавъ о книжникахъ и фарисеяхъ много такого,
что говорилось и не говорилось о нихъ, замѣчаетъ: на Моисеовѣ
сѣдалищѣ сѣдоша книжницы и : вся убо, аще ре- кутъ вамъ блюсти, творите (Мато. ххш, 2, 4). Такъ точно и Павелъ здѣсь сохранилъ и достоинство (перво¬
священника), и вмѣстѣ предсказалъ будущее. Если же онъ отвергъ
Іоанна (Дѣян, хѵ, 38), то и это сдѣлалъ достойно своего попече¬
нія о проповѣди. Кто принялъ такое служеніе, тотъ не долженъ
быть ни медленнымъ, ни безпечнымъ, а мужественнымъ и твердымъ,
не долженъ и касаться этого прекраснаго дѣла, если онъ не на¬
мѣренъ тысящекратно подвергать свою жигнь смерти и опасно¬
стямъ, какъ и Самъ говоритъ Христосъ: аще кто «о Мнѣ итиу да отвержется себе, и возметъ крестъ свой, и по Мнѣ грядетъ
(Матѳ, хп, 24). А кто не имѣетъ такого расположенія, тотъ гу¬
битъ и многихъ другихъ, и гораздо полезнѣе было бы ему оста¬
ваться въ покоѣ съ самимъ собою, нежели выставляться иа видъ
и принимать бремя, превосходящее его силы; иначе онъ погубитъ
н себя и ввѣренныхъ ему. Какъ, въ самомъ дѣлѣ, не безразсудно,
если въ то время какъ никто, ве вная искусства кормчаго н
борьбы съ волнами, не рѣшается сѣсть при рулѣ, хотя бы тысяча
принуждали его,—идущему на проповѣдь приниматься за это дѣло-
безъ подготовки и какъ случится, и неосмотрительно брать на себя
дѣло, угрожающее тысячею смертей? Подлинно, ни кормчему, ни
борцу съ звѣрями, ни рѣшающемуся на единоборство, ни кому-
нибудь другому не нужно имѣть души, столь готовой на смерть
и истязанія, сколько тому, кто принимаетъ на себя дѣло пропо¬
вѣди. Здѣсь н опасности больше, и противники свирѣпѣе, и та¬
кого рода смерть, и цѣль поставлена не маловажная: небо на¬
значено въ награду, геенна въ наказаніе грѣшникамъ, и погибель
50ѳ души и спасеніе. Такая готовность необходима не только для при¬
нимающаго на себя дѣло проповѣди, но и для всякаго вѣрую¬
щаго, потому что всѣмъ заповѣдуется взять крестъ н слѣдовать
(Христу): если же—всѣмъ, то гораздо болѣе учителямъ и пасты¬
рямъ, ивъ которыхъ былъ тогда и Іоаннъ, называемый Маркомъ.
Поэтому онъ справедливо былъ отвергнутъ, такъ какъ, поставивъ
себя впереди войска, онъ стоялъ весьма не мужественно; потому
Павелъ и отвергъ его, чтобы его нетвердость не остановила еК>
собственнаго сильнаго стремленія. Если же Лука говоритъ, что