Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
55 БЕСѢДЫ О СТАТУЯХЪ 111. Не поступямъ же и теперь такъ, какъ мы всегда поступаемъ.
Когда насъ такъ часто постигали землетрясенія, и голодъ, и
засуха, мы дѣлались на три и четыре дня скромнѣе и воздержнѣе,
а потомъ опять возвращались къ прежнему: оттого и случилось
настоящее несчастіе. Но, если уже не прежде, по крайней мѣрѣ
теперь будемъ постоянны въ благочестіи, сохранимъ навсегда
одинаковую скромность, чтобы намъ опять не имѣть нужды въ
другомъ ударѣ. Раевѣ Богъ не могъ предотвратить того, что слу¬
чилось? Но Онъ допустилъ вто, чтобы страхомъ отъ сораба болѣе
вразумить и смирить оскорбляющихъ Его. И никто не говори мнѣ,
что многіе изъ виновныхъ укрылись, а многіе изъ невинныхъ
схвачены; и это, слышу я, часто многіе говорятъ не только во
время настоящаго волненія, но и при многихъ другихъ подоб¬
ныхъ обстоятельствахъ. Что же скавать говорящимъ это?—То,
что если схваченный и невиненъ въ настоящемъ возмущеніи, одна- 58
коже когда-нибудь сдѣлалъ другой болѣе тяжкій грѣхъ, и, поелику
не исправился впослѣдствіи, то и наказанъ теперь. Такъ обыкно¬
венно поступаетъ Богъ: когда мы грѣшимъ, Онъ не тотчасъ ка¬
раетъ за преступленія, но отлагаетъ наказаніе, давая намъ время
для покаянія, чтобы мы исправились и перемѣнились. Но если
изъ того, что мы не наказаны, заключимъ, что грѣхъ уже изгла¬
женъ, н предадимся безпечности; то послѣ этого насъ непремѣнно
постигнетъ наказаніе тамъ, гдѣ мы и не ожидаемъ. А это бываетъ
для того, чтобы мы, когда согрѣшимъ и не будемъ наказаны, не
оставались спокойными, доколѣ не перемѣнимся, зная, что непре¬
мѣнно подвергнемся наказанію тамъ, гдѣ и не ожидаемъ. И по¬
тому, возлюбленный, если ты согрѣшишь и не будешь наказанъ,
не надмевайся этимъ, но тѣмъ болѣе страшись, зная, что для Бога
всегда, когда только захочетъ, легко вовдать тебѣ. Тогда Онъ не
наказалъ тебя для того, чтобы дать тебѣ время для покаянія.
Не будемъ же говорить, что такой-то невинный схваченъ, а другой
виновный укрылся. Невинный, который теперь схваченъ, получилъ,
какъ я сказалъ, наказаніе за другіе грѣхи; а укрывшійся теперь,
если не исправится, впадетъ въ другую сѣть. Если мы будемъ
такъ разсуждать, то никогда не забудемъ о своихъ грѣхахъ, но,
всегда страшась и трепеща какъ бы не подвергнуться когда-нибудь
наказанію, легко будемъ вспоминать о нихъ. Обыкновенно, ничто
такъ не напоминаетъ о грѣхѣ, какъ взысканіе и наказаніе. Это
видно изъ примѣра братьевъ Іосифовыхъ. Хотя съ тѣхъ поръ, какъ
они продали праведнаго, прошло тринадцать лѣтъ; но, опасаясь
наказанія и страшась за свою жизнь, они вспомнили о грѣхѣ, и
одинъ другому говорили: ей, во грѣсѣхъ бо есмы брата ради на¬
шею Іосифа (Быт. хьп, 21). Видишь, какъ страхъ напомнилъ инъ