Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
548 ТВОРКШЯ СВ. ІОАННА 8ЛАТОУСТАГО. доставляетъ вѣнцевъ и свѣтлой слави. Но дѣйствіе природы твердо?
А если ты постараешься инѣть мужественную волю, то послѣдняя
будетъ тверже первой. Развѣ ты не видишь въ тѣлахъ мучениковъ,
разсѣкаемыхъ мечами, какъ природа уступала желѣзу, а воля не
уступала ему и не посрамлялась? Не видишь ли, скажи мнѣ, въ
Авраамѣ, какъ воля побѣдила природу, когда ему повелѣно было
принесть въ жертву сына, и какъ первая явилась могуществен¬
нѣе послѣдней? Не видишь ли, какъ тоже самое случилось съ
тремя отроками? Не слышишь ли и мірскую пословицу, которая
говоритъ, что воля отъ привычки дѣлается второю природою? А
я сказалъ бы, что и первою, какъ видно изъ вышесказаннаго.
Видишь ли, что можно имѣть и свойственную природѣ крѣпость, если
воля будетъ мужественна и бодра, и что большей заслуживаетъ
похвалы тотъ, кто избралъ и захотѣлъ быть, а не по принужде¬
нію сталъ добрымъ? Это—добро по преимуществу. Посему, когда
Павелъ говоритъ: умерщвляю тѣло мое и порабощаю (1 Бор. іх, 27), тогда особенно я восхваляю его, видя, что онъ не безъ труда
исполнялъ добродѣтели, и потому легкость (этого дѣла) у него не
можетъ служить предлогомъ къ лѣности для живущихъ послѣ
него. И когда еще онъ говоритъ: азъ міру (Гал. п, 14), то я увѣнчиваю его волю. Возможно, подлинно возможно ревно¬
сти воли соперничать съ силою природы. Если мы предста¬
вимъ (Павла), этотъ самый столбъ добродѣтели, то найдемъ, что
добру, пріобрѣтенному имъ по волѣ, онъ старался сообщить крѣ¬
пость природы. Такъ, онъ чувствовалъ боль, когда подвергался
ударамъ, но презиралъ ихъ не менѣе безплотныхъ силъ, не чув¬
ствующихъ боли, такъ что отъ него можно было слышать слова,
которыя заставляютъ думать, что онъ былъ даже не нашей при¬
роды. Именно, когда онъ говоритъ: мнѣ міръ распяся, и азъ міру
(Гал. уі, 14), и еще: жму же не азъ, но живетъ во мнѣ Христосъ (Гал. п, 20), то что иное можно сказать, какъ не то, что
онъ отрѣшился отъ самаго тѣла? Что же значатъ слова его:
деся ми пакостникъ плоти, ангелъ сатанинъ (2 Бор. хи, 7)? Это
пе что иное, какъ указаніе на то, что такое страданіе ограничи¬
валось тѣломъ его, не потому, будто оно не простиралось внутрь,
а потому, что силою воли Павелъ отклонялъ н прогонялъ его. А
чтб значитъ, когда онъ говоритъ много другого, болѣе удивитель¬
наго, когда радуется среди бичеваній и хвалится узами? Что же
иное могъ бы этимъ сказать, какъ не то, о чемъ я сказалъ, т. е.
что слова: умерщвляю тѣло мое и порабощаю, и боюсь, да не
како, инымъ пропочѣдуя, самъ исключимъ буду (2 Бор. іх, 27), по¬ казываютъ немощь природы, а предыдущія, приведенныя мною,—
превосходство воли?