Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
БЕСѢДЫ О СВЯТОМЪ АПОСТОЛѢ ПАВЛѢ ГІ. 547 боевъ свойственно природѣ, а не дѣлать ничего непристойнаго игъ
боявни побоевъ свойственно волѣ, исправляющей ѳтотъ недоста¬
токъ природы и преодолѣвающей немощь ея. Такъ и скорбѣть не
предосудительно, но предосудительно отъ скорби говорить или
дѣлать что-нибудь неугодное Богу. Если бы я сказалъ, что Па¬
велъ не былъ человѣкомъ, то ты справедливо могъ бы укавать мнѣ
на недостатки его природы, чтобы этимъ обличить мою рѣчь; если
же я говорю и утверждаю, что онъ былъ человѣкъ и ничѣмъ не
выше насъ по природѣ, но сдѣлался выше по волѣ, то напрасно
ты представляешь мнѣ это, или—лучше—не напрасно, а въ пользу
Павла. Бъ самомъ дѣлѣ, этимъ ты показываешь, каковъ онъ былъ,
■если, имѣя такую природу, могъ совершать тЬ, что выше природы;
и не только его превозносишь, но и заграждаешь уста нерадивымъ,
не позволяя имъ ссылаться на насиліе природы, а направляя ихъ
къ упражненію воли. Но, скажутъ, (Павелъ) страшился нѣкогда смерти? Такъ; но
и это зависѣло отъ природы; и однако тотъ самый, который боялся
смерти, говорилъ: ибо сущій вътіьлѣ воздыхаемъ
{2 Кор. т, 4); и еще: мы сами въ себѣ воздыхаемъ (Римл, ѵпі, 23).
Видишь ли, какъ онъ противопоставлялъ природной немощи силу
воли? Такъ и многіе мучевики, будучи ведомы на смерть, часто
блѣднѣли и исполнялись страха и трепета; но потому особенно
•они и удивительны, что, страшась смерти, пе избѣгали смерти
ради Іисуса. Тадъ , и Павелъ, боясь смерти, не отказывается даже
■отъ геенны изъ любви въ Іисусу, и, страшась кончины, желаетъ
отрѣшиться (отъ тѣла). И не одинъ онъ былъ таковъ, но и верхов¬
ный ивъ апостоловъ, часто говорившій, что онъ готовъ отдать душу,
весьма страшился смерти. Послушай, что объ этомъ говоритъ ему
Христосъ: егда же состарѣешися, опояшутъ тебя и поведутъ,
■аможе не хощши (Іоан, ххі, 18), выражая немощь природы, не
воли. Природа оказываетъ свое дѣйствіе (надъ нами) и противъ
нашей воли, и преодолѣть ея немощи невозможно даже и весьма
желающему и старающемуся объ этомъ; но отсюда мы не полу¬
чаемъ никакого вреда, а еще дѣлаемся болѣе удивительными. Что
за вина—бояться смерти? И не похвально ли—страшась смерти,
не дѣлать ивъ страха ничего недостойнаго свободнаго человѣка? Не въ томъ вина, чтобы имѣть природу съ недостатками, а въ
томъ, чтобы раболѣпствовать этимъ недостаткамъ, такъ что побѣж¬
дающій немощь ед силою воли великъ и достоинъ удивленія:
этимъ онъ показываетъ, какова сила воли, и заграждаетъ уста 505
тѣмъ, которые говорятъ: для чего мы не сотворены добрыми по
природѣ? Какое различіе—быть такимъ по природѣ, или по волѣ? И послѣднее не лучше ли перваго? Во столько лучше, сколько ■8ДАНИ ОПВ. ДП. АХДДКЖП. 35*