Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
542 творешя св. іоанна златоустаго. спасеніе. И что удивительнаго, если такъ поступаютъ люди, когда
Богъ всемогущій употребляетъ такой хе способъ врачеванія и не
всегда прямо бесѣдуетъ съ нами? Такъ какъ Онъ желаетъ, чтобы
мы были добрыми по своей волѣ, а не по принужденію и насилію,
то нужно было и для Него разнообразіе дѣйствій, не по Его безси¬
лію,—да не будетъ,—а по нашей немощи. Для Него достаточно
только сдѣлать мановеніе, или—вѣрнѣе—только захотѣть, чтобы
сдѣлать все, чего Онъ ни захочетъ; а мы, однажды сдѣлав¬
шись властными надъ самими собою, не соглашаемся во всемъ
покоряться Ему. Такимъ образомъ, если бы Онъ сталъ влечь
насъ противъ воли, то отнялъ бы то, чтЬ Самъ даровалъ,
т.- е. свободу произволенія. Посему, чтобы этого не случи¬
лось, необходимы для Него многіе способы дѣйствованія. Это
сказано нами не просто, а въ виду разнообразныхъ и мудрыхъ
дѣйствій блаженнаго Павла. Такъ, когда ты видишь его избѣгаю¬
щимъ опасностей, то удивляйся ему столько же, сколько и тогда,
когда видишь его идущимъ на нихъ; какъ послѣднее—знавъ его
мужества, такъ первое—мудрости. Когда видишь его говорящимъ
о себѣ высоко, удивляйся столько же, сколько и тогда, когда ви¬
дишь его уничижающимъ себя; какъ послѣднее—внакъ смиренно¬
мудрія, такъ первое—великодушія. Когда видишь его хвалящимся,
удивляйся столько же, сколько и тогда, когда видишь его отвер¬
гающимъ отъ себя похвалу; послѣднее—знавъ нрава негордаго, а
первое—любвеобильнаго и человѣколюбиваго, потому что онъ по¬
ступалъ такъ, устрояя спасеніе многихъ, почему и говорилъ:
аще изумихомся, Богови: аще ли вамъ (2 Кор. г, 13). Подлинно, никто другой не имѣлъ столько поводовъ въ
гордости, и однако никто другой не былъ такъ чистъ отъ над¬
менности. Посмотри: разумъ ки (1 Кор. ѵш, 1), и это всѣ
мы можемъ сказать вмѣстѣ съ Павломъ. И въ немъ было столько
разума, сколько ни въ комъ изъ людей, когда-либо существовав¬
шихъ, однавр онъ не превозносится нмъ, но и въ этомъ самомъ
уничижаетъ себя. Такъ онъ говоритъ: отъ части разумѣваемъ, и
500 отъ части пророчествуемъ (1 Кор. хш 9); и еще: братіе, азъ себе не
у помышляю досштша (Фил. ш, 13); и еще: аще кто мнится вѣ¬
дѣньи что, не у что разумѣ (1 Кор. ѵіп, 2). Постъ также надме-
ваетъ; это показываетъ фарисей, который говорилъ: пощуся два
кроты въ недѣлю (Лук. хгш, 12). А Павелъ не только постясь, но
и претерпѣвая голодъ, называлъ себя извергомъ (іКор. хѵ, 8). Что говорить о постѣ и разумѣ, когда у него были такія и
столь частыя бесѣды съ Богомъ, какихъ не имѣлъ никто ни ивъ
пророковъ, ни и8ъ апостоловъ, и однако поэтому онъ смирялся
еще болѣе? Не говори мнѣ о бесѣдахъ написанныхъ,—о большей