Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
БЕСѢДЫ О СВ. АПОСТОЛѢ ПАВЛѢ Г. 541 чего требовала польва проповѣди и спасеніе людей, подражая въ
атомъ своему Господу. И Богъ вѣдь являлся и человѣкомъ, когда
надлежало быть атому, и въ огнѣ, когда требовали атого обстоя¬
тельства,—(являлся) то въ обравѣ вооруженнаго воина, то въ видѣ
старца, то въ вѣтрѣ, то какъ путникъ, то какъ настоящій чело¬
вѣкъ, при чемъ не отказался даже умереть. Еогда я говорю: атому
надлежало быть, то пусть никто не считаетъ сказаннаго необхо¬
димостію (для Бога), но только дѣломъ Его человѣколюбія. Иногда
Онъ возсѣдалъ на престолѣ, а иногда на херувимахъ: но все ато
дѣлалъ по цѣлямъ домостроительства,—почему и говорилъ чрезъ
пророка: Азъ видѣнія умножитъ, и въ рукахъ пророческихъ упо¬
добится (Ос. хп, 10). Такъ и Павелъ, подражая своему Господу,
не подлежитъ осужденію ва то, что онъ являлся то какъ іудей, то
какъ незнающій закона; то соблюдалъ ваконъ, то пренебрегалъ
закономъ; ивогда дорожилъ настоящею жизнію, иногда презиралъ
ее; то просилъ денегъ, то отвергалъ и предлагаемыя; приносилъ
жертвы и остригался—и снова проклиналъ дѣлающихъ то же; то со¬
вершалъ обрѣзаніе, то отвергалъ обрѣзаніе. Эти дѣйствія были
противоположны, но мысль и намѣреніе, съ какими вто дѣлалось,
были вееьма послѣдовательны и согласны между собою. Одного искалъ онъ—спасенія слушавшихъ п видѣвшихъ. По-
етому-то именно онъ то превозноситъ законъ, то отвергаетъ его,
такъ какъ онъ былъ неодинаковъ и разнообразенъ не только
въ дѣлахъ, но и словахъ,—не перемѣняя мысли и не дѣлаясь то
тѣмъ, то другимъ, но оставаясь тѣмъ, чѣмъ былъ, и приспособляя
каждое слово свое къ даннымъ обстоятельствамъ. Не порицай же
его ва зто, а напротивъ эа зто самое особенно прославляй его и 499
увѣнчай. Такъ и врача, когда видишь, какъ онъ то прижигаетъ,
то дѣлаетъ припарки, то употребляетъ желѣзо, то лѣкарство,
иногда лишаетъ пищи и питья, а иногда дозволяетъ больному
вполнѣ насыщаться ими, иногда окутываетъ его со всѣхъ сто¬
ронъ, а иногда приказываетъ этому же самому больному, когда
онъ согрѣлся, выпить цѣлый сосудъ холодной воды, — ты не бу¬
дешь осуждать за разнообразіе и постоянную перемѣну средствъ,
напротивъ, тогда-то особенно и будешь хвалить искусство, видя,
какъ то самое, что намъ кажется противнымъ и вреднымъ, онъ
употребляетъ съ увѣренностію и предлагаетъ безопасно. Такъ
дѣйствуетъ человѣкъ искусный. Если же мы одобряемъ врача за
его противоположныя дѣйствія, то гораздо болѣе должно просла¬
влять душу Павла, которая такъ приспособлялась къ стражду¬
щимъ, потому что страждущіе душею не меньше больныхъ тѣломъ
нуждаются въ искусствѣ и разнообразныхъ пособіяхъ, и если
прямо приступить въ нимъ, то потеряется всякая надежда на ихъ