Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
54 ТВОРЕНІЯ СВ. ІОАННА 8ЛАТ0УСТАГ0. ото оскорбленіе, и не лично, не въ своемъ присутствіи, не видя
и не слыша; и однакоже никто игъ виновныхъ не получилъ про¬
щенія. О Богѣ же нельзя сказать ничего этого. Разстояніе между
57 человѣкомъ и Богомъ таково, что и самое слово пе можетъ вы¬
разить того, а терпитъ Онъ оскорбленія каждые день, присутствуя,
при нихъ, видя и слыша ихъ; однакоже ни молніи не посылаетъ,
ни морю не велитъ выступить на землю и всѣхъ потопить, нн
землѣ разступиться и поглотить всѣхъ, оскорбившихъ Его,—но сно¬
ситъ и долготерпитъ, и обѣщаетъ даже прощеніе оскорбителямъ,
если только они покаются и дадутъ обѣщаніе впредь не дѣлать-
этого. Поистинѣ прилично теперь воскликнуть:
силы Господни, слышаны сотворитъ вся хвалы Ею (Псал. су, 2)? Сколь многіе не только ниспровергли, но и попрали обравы Божіи?
Потому что, когда ты душишь должника, когда грабишь, когда
влачишь его; то попираешь образъ Божій. Послушай, какъ гово¬
ритъ Павелъ, что мужъ не долженъ есть покрывати , образъ
и слава Божія сый (1 Кор. хі, 7), и еще, какъ говоритъ Самъ-
Богъ: сотворимъ человѣка по образу нашему и по подобію (Быт. і,
26). Если скажешь, что человѣкъ неодинаковой природы съ-
Богомъ; такъ что жъ изъ этого? И мѣдная статуя не одинаковой
природы съ царемъ, и однакоже виновные преданы наказанію..
Такъ и въ отношеніи людей: пусть они и не одинаковой природы
съ Богомъ, какъ и въ самомъ дѣлѣ не одинаковой; но они на¬
званы образомъ (Божіимъ), и ради такого названія имъ надле¬
житъ воздать честь. А ты за малость эолота попираешь ихъ, душишь,
влачишь, и доселѣ еще не понесъ никакого наказанія! 7. Дай Богъ, чтобы произошла какая-нибудь добрая и сча¬
стливая перемѣна. Я однакоже предсказываю и объявляю, что,,
если и пройдетъ эта туча, а мы останемся при прежней безпеч¬
ности, то насъ постигнутъ бѣдствія еще болѣе тяжкія, нежели
тѣ, какихъ мы теперь ожидаемъ. Да и теперь боюсь не столько'
гнѣва царскаго, сколько вашей безпечности. Чтобы получить намъ
прощеніе, не довольно помолиться два и три дня; надобно произ¬
весть перемѣну во всей жизни, и, оставивъ порокъ, постоянно'
пребывать въ добродѣтели. Бакъ для больныхъ, если они не ведутъ
постоянно правильной живни, нѣтъ никакой польвы отъ того, что
они благоразумно проведутъ два, или три дня; такъ и грѣшники,
если не навсегда воздержатся отъ порока, ничего не получатъ
отъ двухдневнаго или трехдневнаго исправленія. Бакъ, говорятъ,,
моющійся, потомъ опять марающійся въ гряги не получаетъ ни¬
какой пользы; такъ и каявшійся въ теченіе трехъ дней и опять-
возвратившійся къ прежнему не сдѣлалъ никакого успѣха (въ
добродѣтели).