Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
538 ТВОРВНІЯ СВ. ІОАННА 8ЛАТОУОТАГО. отеческихъ обычаевъ н законовъ, ни неудобопріемлемость ученія
заповѣдей, и ничто иное ивъ сказаннаго. А чтобы тебѣ убѣдиться,
какъ это важно, погровн язычникахъ, не говорю— опасностями,
смертію и голодомъ, но малымъ лишеніемъ имущества, н ты уви¬
дишь, что они тотчасъ измѣнятся. А наши не таковы; но, тогда
какъ всѣ онн были разсѣкаемы, умерщвляемы и гонимы вездѣ
различными способами преслѣдованій,—дѣлались еще бодрѣйшими. И что говорить о нынѣшнихъ явычникахъ, низкихъ и презрѣн¬
ныхъ? Представимъ тѣхъ, которые были нѣкогда знамениты н сла¬
вились любомудріемъ, Платона, Діагора'), Клазоменяннна (Анак¬
сагора) и многихъ другихъ подобныхъ, и тогда увидишь силу (еван¬
гельской) проповѣди. Послѣ того, какъ Сократъ принялъ ядъ, иные
удалились въ Мегару, боясь пострадать такимъ же образомъ; иные
лишились н отечества и свободы, не склонивъ на свою сторону
никого, кромѣ одной женщины; а Еиттеянинъ (Платонъ), оста-
496 вивъ свою политику въ письменахъ, съ тѣмъ и умеръ. И хотя
тогда ничто не препятствовало—ни опасность, ни невѣжество, а
напротивъ они были и сильны краснорѣчіемъ, и обладали богат¬
ствомъ, и принадлежали отечеству у всѣхъ прославленному, однако
ничего пе успѣли сдѣлать. Таково свойство заблужденія,—что оно
разсѣивается н тогда, какъ никто не тревожитъ его; и таково
свойство истины,—что она возвышается и тогда, какъ многіе воз¬
стаютъ противъ нея. Объ этомъ свидѣтельствуетъ сама дѣйстви¬
тельность: не нужно ни словъ, ни рѣчей, когда отвсюду взываетъ
вселенная — города, села, эемля, море, обитаемыя страны и не¬
обитаемыя, и вершины горъ. Господь не оставилъ и пустыню бевъ
участія въ благодѣяніяхъ Его, но и ее преисполнилъ благами, ко¬
торыя Онъ, пришедши съ неба, принесъ намъ чревъ языкъ Павла,
чрезъ дарованную ему благодать. Такъ какъ онъ имѣлъ ревность,
достойную этого дара, то и благодать обильно возсіяла въ немъ
и бблыпая часть сказаннаго совершена была его устами. Итакъ, если Богъ такъ почтилъ родъ нашъ, что одного чело¬
вѣка удостоилъ сдѣлаться виновникомъ столь многихъ дбблестныхъ
дѣлъ, то станемъ и мы соревновать, подражать и стараться быть
подобными ему, п не будемъ считать этого невозможнымъ. Я ча¬
сто говорилъ и не перестану говорить, что и тѣло у него было
такое же, какъ у насъ, и пища такая же, и душа такая же; но
воля у него была великая и ревность пламенная. Это и сдѣлало
его такимъ. Поэтому никто пусть не унываетъ, никто пусть не
отчаивается. Если ты приготовишь свою душу, то ничто не вос¬
препятствуетъ и тебѣ получить такую же благодать, потому что *)*) По другому чтенію—Пкеагора.