Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
536 ТВОРЕНІЯ СВ. ІОАННА 8ЛАТ0УСТАГ0. стилъ явиться и лжепророкамъ при пророкахъ, и лжеапостоламъ,
прн апостолахъ, дабы ты 8налъ, что ничто не можетъ помрачить
дѣлъ Его. Представить ли тебѣ и съ другой стороны дивную н необы¬
чайную силу проповѣди, показать ли тебѣ, какъ она росла и рас¬
пространялась чревъ самихъ враговъ? Нѣкоторые, враждуя нѣ¬
когда противъ Павла, стали проповѣдывать его ученіе въ Римѣ.
Желая раздражить Нерона, враждебнаго къ Павлу, они сами стали
проповѣдывать, чтобы, при большемъ распространеніи ученія и
умноженіи учениковъ, гнѣвъ тирана еще болѣе воспламенился и
зтотъ звѣрь разсвирѣпѣлъ еще болѣе. Объ этомъ говорилъ самъ
Павелъ въ посланіи къ Филиппійцамъ: разумѣть хощу вамъ, братіе, яко, яже о мнѣ, паче во успѣхъ благовѣствованія
ндоша. Яко множаЯшіи братія надѣявшійся о рвахъ моихъ, наче
дерзаютъ безъ страха слово (Божіе) глаголать. убо по зависти и ревности, друзіи же благоволеніе Христа повѣдуютъ. Ови убо отъ рвенія нечистѣ, мнягце печаль нанести
узамъ моимъ. Ови же отъ любве вѣдяще, яко во отвѣтѣ благо¬
вѣствованія лежу. Что убо ;обаче всяцѣмъ , аще лице¬ мѣріемъ, аще истиною, Христосъ проповѣдаемъ есть (Филипп. і,
12—18). Видишь ли, какъ многіе проповѣднвали ивъ зависти?
Однако истина побѣждала и посредствомъ враговъ. Вмѣстѣ съ этими были и другія препятствія. Такъ, и древніе
вазоны не только не помогали (проповѣди), но еще и противодѣйство¬
вали, и (на христіанъ) возставали какъ влоба, такъ и невѣжество
клеветниковъ: они имѣютъ, говорили', царемъ Христа,—потому что
они не внали вышняго царства Его, страшнаго и безконечнаго, а
клеветали на христіанъ, будто они вводятъ тнраннію во вселен¬
ную, и преслѣдовали ихъ по общественнымъ побужденіямъ всѣ и
по частнымъ — каждый въ отдѣльности: по общественнымъ 8а то,
будто (христіанами) подрывается государственное устройство и
низвращаются законы, а по частнымъ — за то, будто отъ нихъ
каждый домъ расторгается и разстройвается. Тогда отецъ возста¬
валъ на сына, сынъ отрекался отъ отца, жены отъ мужей, мужья
отъ женъ, дочери отъ матерей, родные отъ родныхъ, друзья отъ
другей, и происходила многоразличная и разнообразная борьба,
494 вторгавшаяся въ домн, раздѣлявшая родственниковъ, смущавшая
совѣты, безпокоившая судилища, такъ какъ разрушались отече¬
скіе обычаи, уничтожались празднества и служеніе бѣсамъ, о чемъ
древніе законодатели заботились больше всего другого. Вмѣстѣ съ
тѣмъ и подозрѣніе въ тиранніи производило то, что христіанъ
вевдѣ гнали. И никто не можетъ, сказать, что такъ было между
язычниками, а между іудеями было спокойно; напротивъ, послѣд¬