Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
535 ВКСѢДН О СВ. АПОСТОЛѢ ПАВЛѢ ІГ. Галатамъ: толико пострадаете, говоритъ, туне, аще топію и туне
(Галат. ш, 4). Итакъ, если и проповѣдникъ былъ простолюдинъ и бѣдный и
незнатный, и предметъ проповѣди не имѣлъ привлекательности,
представлялъ даже соблазнъ, н слушатели были бѣдные, слабые и
ничтожные, и опасности слѣдовали другъ 8а другомъ какъ для
учителей, такъ и для учениковъ, и проповѣдуемый былъ распя¬
тый, то что помогло ему побѣдить? Не очевидно ли, что нѣкая
божественная и негореченнац сила? Совершенно очевидно, и это
же можно видѣть и ивъ противнаго. Бъ самомъ дѣлѣ, когда мы
видимъ, что соединилось все противоположное тому: и богатство,
н благородство, и знатность отечества, и сила краснорѣчія, и без¬
опасность, и великія пособія, и однако все предпринятое тотчасъ
же разрушено, а противники побѣдили, то, скажи мнѣ, какая бы
тому была причина? Здѣсь случилось бы то же, какъ если бы царь
съ войскомъ, оружіемъ и воинскимъ искусствомъ не могъ побѣ¬
дить варваровъ, а какой-нибудь бѣднякъ, нагой и одинокій, не
имѣя нм копья, ни одежды, пришелъ и совершилъ то, чего дру¬
гіе не могли сдѣлать съ оружіемъ и снарядами. Итакъ, не будь
безразсуденъ, но ежедневно разсуждай объ этомъ и покланяйся
«игѣ Распятаго. Если бы ты увидѣлъ, что кто-нибудь строитъ
укрѣпленія, проводитъ рвы, приставляетъ въ стѣнамъ машины,
куетъ оружіе, собираетъ воиновъ, имѣетъ безчисленное множество
денегъ, и между тѣмъ не можетъ взять одного города, а другой
сражается съ обнаженнымъ тѣломъ, пользуется одними лишь ру¬
ками, и проходитъ не одинъ, не два, не двадцать городовъ, а без¬
численное множество по. вселенной и беретъ ихъ съ самыми жи¬
телями, то сказалъ ди бы ты, что это—дѣло человѣческой силы?
Такъ, очевидно, и здѣсь. Потому Богъ попустилъ и разбойникамъ ш
быть распятыми (вмѣстѣ съ Христомъ), и прежде Него явиться нѣ¬
которымъ обманщикамъ, чтобы чрезъ сравненіе открылось прево¬
сходство истины для самыхъ безчувственныхъ, и дабы ты вналъ,
что онъ не былъ ивъ числа ихъ, но между Нимъ и ими великое
н безпредѣльное различіе. И ничто не въ силахъ былоі помрачить
славы Его,—ни общеніе (съ разбойниками) въ однихъ и тѣхъ же
страданіяхъ, ни то, что Онъ жилъ въ одно время (съ обманщи¬
ками). Если бѣсы боялись креста, а не силы Распятаго, то гово¬
рящимъ такъ заграждаютъ уста два разбойника; а если (скажутъ),
что всему благопріятствовали обстоятельства времени, то противъ
«того говорятъ послѣдователи Ѳевды и Іуды, которые въ то же
время покушались на насъ, прн помощи даже многихъ внаменій—и
были истреблены. Это, какъ я схавалъ, Богъ допустилъ для того,
чтобы съ преизбыткомъ показать дѣла Свон. Для того Онъ попу-