Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
532 ТВОРЕНІЯ ОВ. ІОАННА ЗЛАТОУСТАГО. рые превосходили рѣки своимъ теченіемъ, внезапно скрылись и
изсохли, чего прежде съ ними никогда не случалось, но (случи¬
лось тогда), когда царь осквернилъ страну жертвами и вовліяніями.
Чтй сказать о голодѣ, бывшемъ при этомъ царѣ въ городахъ по
всей вселенной, о смерти самого царя въ странѣ персидской, о
сумашествіи его предъ смертію, о войскѣ, оставленномъ среди
варваровъ, какъ бы въ какомъ неводѣ и сѣтяхъ, и его удиви¬
тельномъ и необыкновенномъ возвращеніи оттуда? И когда нече¬
стивый царь погибъ жалкимъ образомъ, а другой благочестивый
преемствовалъ ему, тогда тотчасъ всѣ бѣдствія прекратились, и воины,
попавшіе въ сѣти и не находившіе нигдѣ никакого выхода, изба¬
вившись, наконецъ, по мановенію Божію отъ варваровъ, возврати¬
лись съ полною безопасностію. Кого ве въ состояніи все это при¬
влечь въ благочестію? А настоящее не гораздо ли удивительнѣе
прежняго? Не крестъ ли проповѣдуется—и стекается вселенная?
Не поносная ли смерть возвѣщается—и всѣ прибѣгаютъ? Раевѣ
не тысячи людей были распинаемы? Развѣ не висѣли съ самимъ
Христомъ два разбойника? Развѣ мало было мудрыхъ? Раевѣ мало
было сильныхъ? А чье имя когда-нибудь имѣло такую силу? И
что я говорю о мудрыхъ и сильныхъ? Развѣ не было знамени¬
тыхъ царей? А кто въ столь короткое время овладѣлъ вселенною?
Не говори мнѣ о различныхъ и разнообразныхъ ересяхъ: всѣ онѣ
проповѣдуютъ одного и того же Христа, хотя и не всѣ здраво;
но всѣ поклоняются Ему, распятому въ Палестинѣ при Понтіѣ
490 Пилатѣ. Не представляетъ ли все это болѣе яснаго доказа¬
тельства силы Его, чѣмъ тотъ голосъ, который нисшелъ съ неба?
Почему ни одинъ царь не одержалъ такой побѣды, какую одер¬
жалъ Онъ, и притомъ при безчисленныхъ препятствіяхъ? Вѣдь и
цари воевали, и властители вооружались, и всѣ народы возставали—
и однако наше не было побѣждено, но сдѣлалось еще славнѣе. Откуда же, скажите ынѣ, такая сила? Онъ, скажешь, былъ
волхвъ. Итакъ, только Онъ одинъ былъ такой волхвъ? Бы, ко¬
нечно, слышали, что много было волхвовъ и у персовъ, и у индій¬
цевъ, и теперь еще есть; но даже и имени ихъ нигдѣ не слышно.
Но, скажешь, тіанскій обманщикъ и чародѣй также прославился.
Гдѣ и когда? Бъ малой части вселенной и на короткое время, и
вскорѣ исчезъ и погибъ, не оставивъ ни церкви, ни народа, ни¬
чего другого подобнаго. Но что я говорю объ исчезнувшихъ вол¬
хвахъ и чародѣяхъ? Отчего запустѣли всѣ капища боговъ, и До¬
донское, и Кларійское, и всѣ эти нечестивыя прорицалища молчатъ
и замкнули уста свои? Отчего бѣсы трепещутъ не только Самого
Распятаго, но и костей тѣхъ, которые умерщвлены ва Него? Отчего
они, лишь услышавъ о крестѣ, обращаются въ бѣгство? Кажется,