Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
5 ВО ТВОРЕНІЯ СВ. ІОАННА ЗЛАТОУСТАГО. самое, восклицалъ: аще кто мнится мудръ быти въ васъ, буй да
бываетъ, яко да премудръ будетъ (1 Кор. ш, 18); такъ что ■
ему невозможно было хорошо прозрѣть, напередъ не ослѣпнувъ
хорошо, не отвергнувъ собственныхъ, возмущавшихъ его помысловъ,
и не предавшись во всемъ вѣрѣ. Впрочемъ никто, слыша ото,
пусть не думаетъ, что это призваніе его было вынужденнымъ; онъ
могъ возвратиться и опять въ тому, отъ чего отсталъ. Многіе, ви¬
дѣвъ даже большія чудеса, возвращались въ прежнему, какъ въ
новомъ, такъ и ветхомъ вавѣтѣ, какъ, напримѣръ, Іуда, Навухо¬
доносоръ, Елима волхвъ, Симонъ, Ананія и Сапфира, весь іудей¬
скій народъ. А Павелъ не такъ; но, прогрѣвъ, онъ устремился къ
чистому свѣту и воспарилъ къ небу. Если хочешь знать, для чего
онъ былъ ослѣпленъ, послушай его самого: слышасте бо, говоритъ
онъ, мое житіе иногда въ жидовствіь, яко по премногу гонмх» цер¬
ковь, и разрушавъ ю, и преспѣвахъ въ жидовствѣ паче многихъ
сверстникъ въ родѣ моемъ, излиха ревнитель сый отческихъ мо¬
ихъ преданій (Галат. і, 13, 14). Такъ какъ онъ былъ силенъ и
упоренъ, то для него нужна была и узда сильнѣйшая, чтобы, увлек¬
шись порывомъ ревности, онъ не ослушался и того, что будетъ,
ему сказано. Поэтому Господь, желая удержать ярость его, сна¬
чала укрощаетъ волны бурной его страсти посредствомъ ослѣпле¬
нія, а потомъ бесѣдуетъ съ нимъ, показывая непостижимость Сво¬
ей премудрости и превосходство вѣдѣнія и научая, что съ Кѣмъ,
онъ борется, отъ Того не можетъ перенести не только наказанія,
но и благодѣянія, такъ какъ не мракъ ослѣпилъ его, но избытокъ
свѣта омрачилъ его. Почему же, скажешь, не было сдѣлано этого
вначалѣ? Не спрашивай объ этомъ, и не ивслѣдуй, а предоставь
благопотребность времени непостижимому Промыслу Божію. Такъ
поступаетъ и самъ Павелъ, когда говоритъ: еъда же благоволи
488 (Богъ) избравы ймя отъ чрева матере моея, и благо¬ датію Своею явити Сына Своего во мнѣ (Галат. і, 15, 16). По¬
этому и ты не изслѣдуй ничего больше, когда говоритъ такъ
Павелъ. Тогда, тогда это было благовременно, когда прекра¬
щены были соблазны. А мы научимся отсюда, что никто никогда
ни изъ бывшихъ прежде (Павла), ни онъ не находилъ (Христа)
самъ собою, но Христосъ являлъ Себя, почему и говорилъ: не вы
Жене избрасте, но Азъ избралъ васъ (Іоанн. хѵ, 15). Иначе, по¬
чему Павелъ не увѣровалъ, видя мертвыхъ, воскрешаемыхъ Его
именемъ? Видя хромого ходящимъ, бѣсовъ обращающимися въ
бѣгство, разслабленныхъ укрѣпляющимися, онъ не получилъ ни¬
какой пользы,—а не знать этого, не могъ тотъ, который такъ слѣ¬
дилъ за апостолами, и когда Стефана побивали камнями, онъ былъ
при этомъ и видѣлъ лице его, яко лице ангела (Дѣян, п, 15), но