Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
520 ТВОРВНІЯ СВ. ІОАННА. 8ЛАТ0У0ТАГ0. велъ огонь? Нѣтъ, я думаю, а то, что онъ ревновалъ о Господѣ
н былъ въ втонъ сильнѣе огня. Но если посмотришь на ревность
Павла, то увидишь, что онъ стольжо превосходитъ Илію, сколько
тотъ превосходитъ прочихъ пророковъ. Что въ самомъ дѣлѣ мо¬
жетъ сравниться съ тѣми словами, которыя онъ говорилъ, ревнуя
о славѣ Господней: молилбыхся отлученъ отъ Хри¬ ста по братіи моей, сродницлхъ моихъ по плоти (Рнмл. іх, 3)?
Поэтому, тогда какъ ему предстояли небеса, вѣнцы и награды,
онъ не спѣшилъ, медлилъ и говорилъ: еже пребывати во , 47в нузкнѣйме есть васъ ради (Фил. і, 24). Посему ни одной нн изъ видимыхъ тварей, ни ивъ невидимыхъ ойъ не считалъ достаточною
для выраженія его любви и ревности, но искалъ другой, не су¬
ществующей, чтобы выразить то, чего хотѣлъ н желалъ. Іоаннъ
ѣлъ акриды и дикій медъ. Но Павелъ среди вселенной жилъ такъ,
какъ тотъ въ пустынѣ,—не акридами питаясь и дикимъ медомъ,
но имѣя трапезу гораздо бѣднѣе и даже нуждаясь въ необходи¬
мой пищѣ по ревности къ проповѣди. Тотъ показалъ великую смѣ¬
лость въ обличеніи Ирода? Но этотъ заграждалъ уста не одному,
двумъ или тремъ, а безчисленному множеству подобныхъ ему, или,
лучше сказать, гораздо болѣе свирѣпымъ, чѣмъ тотъ тиранъ. Остается,
наконецъ, сравнить Павла съ ангелами: поэтому, оставивъ землю,
вознесемся на своды небесные. Никто пусть не считаетъ рѣчи на¬
шей дерзкою. Если Писаніе называетъ ангеломъ Іоанна и свя¬
щенниковъ, то что удивительнаго, когда мы сравнимъ съ этими
силами того, кто превосходнѣе всѣхъ? Что же въ нихъ есть ве¬
ликаго? То, что они во всей точндсти повинуются Богу, о чемъ
и Давидъ съ удивленіемъ говоритъ: силніи крѣпостію, творящій
слово Ею (Псал. сп, 20). Подлинно, нѣтъ ничего равнаго этому,
хотя бы они были тысящекратно безтѣлесными, такъ какъ то
особенно н дѣлаетъ ихъ блаженными, что они повинуются пове-
лѣніямъ (Божіимъ) и ни въ чемъ не ослушиваются. Но и въ Павлѣ
можно видѣть, какъ онъ соблюдалъ это въ точности: онъ не только
исполнялъ слово Бояае, но и всѣ повелѣнія и даже сверхъ пове-
лѣній, какъ онъ самъ выразилъ это, сказавъ: кая убо ми есть
мзда; да блаювѣствуяй безъ мзды полозку Христово (1 Кор. іх, 18)? Что еще съ удивленіемъ говоритъ пророкъ объ
ангелахъ? Творяй ангелы своя , говоритъ онъ, и слуги своя пламень огненный (Псал. сіп, 4). Но и это можно видѣть въ Павлѣ,
потому что онъ, какъ духъ и огонь, обтекалъ всю вселенную н
очищалъ вемлю. Но онъ еще не достигъ неба? Это н удивительно,
что онъ былъ таковъ на землѣ и, бывъ облеченъ смертнымъ тѣ¬
ломъ, равнялся съ безтѣлесными силами. Какого же осужденія
достойны мы, если, тогда какъ одинъ человѣкъ совмѣщаетъ въ