Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
БЕСѢДЫ ВЪ ДЕНЬ ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ И. 511 для этого Онъ сошелъ въ видѣ языковъ, а языки были в&въ огненные,
потому что въ насъ разрослось терніе грѣха. Бакъ земля тучная
и плодородная, если остается невоздѣлываемою, произращаетъ ве¬
ликое множество терній, такъ точно и наше естество, вышедпш
изъ рукъ Создателя прекраснымъ и- способнымъ въ произведенію
плодовъ добродѣтели, но не приникая въ себя плуга благочестія
и сѣмени богопознанія, породило нечестіе, какъ бы нѣкоторое
терніе , и другое безполезное растеніе. И какъ часто бываетъ не
видно лица земли отъ множества, терній я дурныхъ травъ, такъ
н благородства и чистоты души нашей не видно-было, пока Воз¬
дѣлыватель человѣческаго естества, пришедши и ниспославши
огонь Духа, не очистилъ ея и не сдѣлалъ способною въ принятію
небеснаго сѣмени. 3. Такія и еще большія блага дарованы намъ въ настоящій
день. Поэтому я увѣщеваю,—станемъ и мы праздновать сообразно
съ достоинствомъ дарованныхъ намъ благъ, не вѣнки возлагая на
ворота, но украшая души, не площадь убирая покровами, но про¬
свѣтляя душу одеждами добродѣтелей, дабы такимъ образомъ мы
могли и принять благодать Духа, и собрать происходящіе отъ
Него плоды. Вавіе же плоды Духа? Послушаемъ Павла, который говоритъ:
плодъ духовный есть любы, радость, миръ (Гал. т, 22). Посмотри
на точность его выраженій, на послѣдовательность ученія: сна¬
чала онъ поставилъ любрвь, и потомъ упомянулъ о томъ, что слѣ¬
дуетъ далѣе; положилъ корень, и потомъ показалъ плодъ; утвер¬
дилъ основаніе, и потомъ возвелъ зданіе; началъ съ источника, и
потомъ перешелъ въ потокамъ. Не прежде можетъ быть положено
основаніе радости, какъ если напередъ мы станемъ считать бла¬
годенствіе другихъ своимъ собственнымъ я блага ближняго при¬
нимать за свои собственныя; а это можетъ произойти не иначе,
какъ если возобладаетъ въ насъ сила любви. Любовь есть корень,
источникъ и матерь всего добраго. Подлинно она, какъ корень,
произращаетъ безчисленныя вѣтви добродѣтелей; какъ источникъ,
производитъ множество потоковъ; какъ мать, объемлетъ въ лонѣ
своемъ прибѣгающихъ въ ней. Зная это, блаженный Павелъ и
назвалъ ее плодомъ Духа; а въ другомъ мѣстѣ онъ усвоилъ ей
такое преимущество, что назвалъ ее даже исполненіемъ закона:
исполненіе убо закона, говоритъ онъ, любы есть (Римл, хіп, 10).
И Владыка всѣхъ, въ качествѣ надежнаго признака и достовѣр¬
наго отличія Своихъ учениковъ, предложилъ намъ не иное что,
но любовь, сказавъ: о семъ разумѣютъ вси, яко Мои ученицы есте,
аще любовь имате между собою (Іоан, хш, 35). Поэтому, увѣще¬
ваю, къ ней всѣ мы прибѣгнемъ, къ ней прилѣпимся и съ нею