Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
50» БЕСѢДЫ ВЪ ДЕНЬ ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ II. каванію и ничто не могло бы избавить его отъ втого наказанія?
Если же столь велика опасность иэъ-за человѣка, то какое мо¬
жетъ быть прощеніе тѣмъ, которые оказываютъ столь великое
бевуміе, покушаются искажать слова общаго нашего Спасителя
н не хотятъ слушать и Павла, который имѣлъ въ себѣ Христа,
и который громкимъ голосомъ взывалъ и говорилъ такъ: не видѣ, и ухо не слыша, и на сердце человѣку не взыдоша, яже
уютова Бои любящимъ Его (1 Кор. и, 9)? Итакъ, если ни око
не видало, ни ухо не слыхало, ни сердце не могло вмѣстить по- 4бв
внанія о томъ, что уготовано любящимъ Его, то откуда мы, бла¬
женный Павелъ, можемъ, получить поананіе объ зтомъ? Подожди
немного, и услышишь, какъ онъ объясняетъ и ото. Онъ прибав¬
ляетъ: намъ же Бои открылъ есть Духомъ Своимъ (1 Кор. и, 10);
и на зтомъ не останавливается, но чтобы показать и величіе силы
н единосущіе Духа съ Отцемъ и Сыномъ, говоритъ: Духъ бо вся
испытуетъ и глубины Божія. Потомъ, желая ивъ примѣра чело¬
вѣческаго преподать намъ точнѣйшее наставленіе, присовокуп¬
ляетъ: кто бо вѣетъ отъ человѣкъ, яже въ человѣцѣ, точію духъ
человѣка, живущій въ немъ? Такооюде Божія никтоже вѣсть у
точію Духъ Божій (1 Кор. п, 11). Видишь ли совершенное на¬
ставленіе? Какъ того, что находится въ умѣ человѣка, говоритъ,
онъ, не можетъ знать никто другой, а только самъ онъ одинъ
внаетъ свое, такъ н Божьяго никто не внаетъ, кромѣ Духа Бо¬
жія,—а ото весьма важно и вполнѣ достаточно показываетъ до¬
стоинство Духа. Приводя зтотъ примѣръ, онъ какъ бы такъ гово¬
ритъ: невозможно, чтобы' кто-нибудь изъ людей когда-нибудь не
вналъ того, что находится въ умѣ его; и какъ ото не возможно,
такъ и Божіе, говоритъ онъ, съ такою же точностію знаетъ Духъ
Святый. Недоумѣваю,—неужели и эти слова блаженнаго Павла
не повліяютъ на людей, которые по собственному предубѣжденію,
ко вреду своего спасенія, объявляютъ такую войну противъ до¬
стоинства Духа, отнимаютъ у Него, сколько это возможно для
нихъ, достоинство Бладыки и низводятъ Его въ ничтожество тва¬
рей? Но если они раепбложены. спорить, возставая противъ ска¬
заннаго въ божественномъ Писаніи,—то мы, принимая божествен¬
ныя наставленія, какъ свыше принесенныя прорицанія, станемъ
вовсылать подобающее славословіе, показывая съ правою вѣрою
н правильное разумѣніе истины. Итакъ, противъ тѣхъ, которые
рѣшаются учить противно изреченному Духомъ, довольно сказано;
но вашей любви необходимо скавать, почему Господь не тотчасъ
послѣ Своего вовнесенія даровалъ намъ виновника такихъ благъ,
а попустилъ, чтобы ученики прежде провели нѣсколько дней и
пробыли одни съ самими собою, н тогда ниспослалъ благодать