Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
505 БЕСѢДЫ ВЪ ДЕНЬ ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ I. говорятъ и рабы о господахъ. Впрочемъ человѣку говорить вто о
человѣкѣ не столь опасно, хотя и опасно; но говорятъ это объ
общемъ Владыкѣ вселенной, Владыкѣ милостивомъ и человѣко- •
люби вонъ, достойно всякаго осужденія и крайняго наказанія. А
дабы тебѣ убѣдиться, что такія слова записываются, послушай,
что говоритъ пророкъ: вотъ это написано въ живущихъ намять предъ лицекъ Бога (Малах. ш, 16). Записываются не
потому, чтобы Богу вспомнить день, но чтобы представить книгу,
какъ нѣкоторую улику и обвиненіе. Можетъ, быть,' я потрясъ
душу вашу страхомъ; но не вашу, а напередъ 'свою. Итакъ, пре¬
кращу рѣчь, или—лучшей—страхъ, а еще лучше, не прекращу, но
смягчу; пусть онъ остается и очищаетъ душу вашу, но суровость
его мы уменьшимъ. Какъ же мы можемъ уменьшить ее? Если
покажемъ, что грѣхи не только записываются, но и иэглаждаются. Въ судилищѣ все, что подсудимый ни скажетъ при записываніи,
непремѣнно записывается навсегда и уже не можетъ быть ивглаж-
депо; а въ той книгѣ, хотя бы ты и сказалъ что-нибудь худое,
потомъ, если захочешь, опять изгладится. Откуда это извѣстно?
Изъ Писанія: отврати лице Твое, говоритъ псалмопѣвецъ, отъ
грѣхъ моихъ, и вся беззаконія моя очисти . (Псал. ь, 11). Никто
не тоглаждаетъ того, что не написано; и такъ какъ грѣхи запи¬
саны, то онъ и молится объ ихъ ивглажденіи. А нѣкто другой
научаетъ и тому, какъ они изглаждаются: милостынями и вѣрами,
говоритъ'онъ, очищаются грѣси(Прнтч. хг, 27),—не только нз-
глаждаются, но н очищаются, такъ что не остается и слѣда.
Притомъ награждается не только то, что вписано послѣ крещенія,
но и то, что вписано прежде этого омовенія,—все то очищается
водою крещенія н крестомъ Христовымъ', какъ говоритъ Павелъ:
истребивъ еже на насъ рукописаніе, еже бѣ сопротивно намъ,
и то взятъ отъ среды, пригвоздивъ е на крестѣ (Еол. п, 14).
Видишь ли, какъ наслаждено это рукописаніе? И не только иэглаж-
дено, но и разорвано; гвоэди крестные такъ разорвали его, что 4вз
оно сдѣлалось непригоднымъ. Впрочемъ, это все нэглаждено бла¬
годатію н человѣколюбивою силою распятаго Христа; а сдѣланное
послѣ крещенія требуетъ великаго старанія, чтобы оно опять
было изглаждено. Такъ какъ уже нѣтъ второго омовенія, а нужны
наши слегы, покаяніе, исповѣдь, милостыня, молитва н всякое
другое благочестивое ванятіе, то н очищаются сдѣланные послѣ
крещенія грѣхи съ великимъ трудомъ и усиліемъ. Итакъ, будемъ
прилагать всякое стараніе, чтобы ивгладить ихъ здѣсь и изба¬
виться отъ тамошняго стыда и наказанія. И хотя бы мы сдѣлали
безчисленное множество грѣховъ, мы можемъ, если захотимъ,
сложить все это бремя грѣховъ. Будемъ же имѣть такое желаніе,