Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
БЕСѢДЫ ВЪ ДЕНЬ ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ I. 603 лучаютъ дары посредствомъ огня? О немъ говорится, что [Богъ]
далъ въ уста его свитокъ книжный, въ которомъ вписано рыданіе
и жалость и горе,и нисана быта и задняя (Іеэек. п, 9, 10), и онъ съѣлъ его, и бысть во утѣхъ его, яко медъ, сла¬
докъ (Іезек. пі, 3). А объ апостолахъ не такъ, но: явитася имъ
языцы, яко огненни. Итакъ, почему тамъ свитокъ и письмена, а
вдѣсь явыкъ и огонь? Потому, что тотъ шелъ обличать грѣхи и
оплакивать іудейскія бѣдствія, а эти шли истреблять грѣхи все¬
ленной,— посему тотъ получилъ свитокъ для памятованія о гря¬
дущихъ бѣдствіяхъ, а эти получили огонь, чтобы попалить и истре¬
бить всѣ грѣхи вселенной. Какъ огонь, упавъ въ терніе, легко
истребляетъ его всецѣло, такъ и благодать Духа истребляетъ грѣхи
людей. Но при этомъ событіи безчувственные іудеи, вмѣсто того,
чтобы изумляться, трепетать и поклоняться Подателю дара, .опять
показываютъ свое собственное безуміе, обвиняя апостоловъ, испол¬
ненныхъ Духа, въ опьлнѣніи. Они, говорятъ, виномъ исполнена
суть (Дѣян, п, 13). Представь неблагодарность людей н посмотри
на благодарность ангеловъ. Ангелы, увидѣвъ начатокъ нашъ воз¬
водимымъ [на небо], радовались и говорили: возмите врата князи
ваша, и возмитееяврата вѣчная, и внидетъ Царь славы (Псал. ххіп, 7); а люди, увидѣвъ нисшедшую къ намъ благодать Духа,
говорятъ, что принявшіе благодать пьяны, и не смутились даже
временемъ года: вѣдь во время весны не возможно было найти вина,
а тогда была весна. Впрочемъ, оставимъ ихъ и посмотримъ на
. вовдаяніе человѣколюбиваго Бога. Христосъ взялъ начатокъ на¬
шего естества и воздалъ намъѵ благодать Духа; и какъ бываетъ
послѣ продолжительной, войны, когда кончено сраженіе и заклю¬
чается миръ, такъ что бывшіе между собою во враждѣ даютъ другъ
другу поруку и заложниковъ, такъ произошло и между Богомъ и
человѣческимъ естествомъ: оно послало Ему въ поруку и залож¬
никомъ свой начатокъ, который вознесъ Христосъ, а Онъ въ за¬
мѣнъ послалъ намъ въ поруку и заложникомъ Духа Святаго. А
что мы имѣемъ поруку и заложника, это видно ивъ слѣдующаго:
порука и заложники должны быть царскаго рода, поэтому и нис¬
посланъ намъ Духъ Святый, какъ царственный по естеству, равно
какъ и вознесшійся отъ насъ былъ царскаго рода, потому что
Онъ былъ отъ сѣмени Давидова. Поэтому я уже больше не стра¬
шусь, такъ какъ начатокъ нашъ возсѣдаетъ горѣ; поэтому, хотя бы
кто говорилъ мнѣ о червѣ не умирающемъ, или объ огнѣ не уга¬
сающемъ, или о другихъ наказаніяхъ и мученіяхъ, я уже не боюсь,
или лучше, хотя и боюсь, но не отчаиваюсь въ своемъ спасеніи.
Въ самомъ дѣлѣ, если бы Богъ не желалъ даровать великія блага
роду нашему, то не взялъ бы начатка нашего горѣ. Прежде мы,