Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
502 ТВОРВНІЯ СВ. ІОАННА 8ЛАТ0УСТАГ0. и постигаются одною только вѣрою, а другія обнаруживаются и
въ чувственномъ знаменіи для удостовѣренія невѣрныхъ. Напри¬
мѣръ: отпущеніе грѣховъ есть дѣло духовное, есть даръ невиди¬
мый, потому что мы не видимъ тѣлесными главами, какъ очи¬
щаются грѣхи наши. Почему? Потому, что очищается душа, а
душа не бываетъ видима тѣлесными очами. Итакъ, очищеніе грѣ¬
ховъ есть даръ духовный, который не можетъ быть вамѣтенъ для
тѣлесныхъ очей; а способность говорить равными языками, хотя
также происходитъ отъ духовнаго дѣйствія Духа, однако пред¬
ставляетъ знаменіе чувственное и удобозрнмое для невѣрныхъ.
Языкъ, слышимый внѣ, есть обнаруженіе и показатель дѣйствія,
происходящаго внутри души, т. е. невидимаго. Посему и Павелъ
говоритъ: комуждо же дается явленіе Духа на пользу (1 Кор.
хіі, 7). Итакъ, я не имѣю нынѣ нужды въ внаменіяхъ. Почему?
Потому, что и бевъ дарованія знаменія я научился вѣровать во
Владыку. Невѣрующій имѣетъ нужду въ эклогѣ, а я, вѣрующій,
не нуждаюсь ни въ валогѣ, ни въ знаменіи, но, хотя я и не го¬
ворю явыками, однако знаю, что я очищенъ отъ грѣховъ. Тѣ тогда
4со не повѣрили бы, если бы не получили знаменія: поэтому имъ н да¬
вались знаменія, какъ залогъ вѣры, которою они вѣровали, такъ
что знаменія давались имъ, не какъ вѣрнымъ, но какъ еще не¬
вѣрнымъ, чтобы они сдѣлались вѣрными. Такъ ■ Павелъ говоритъ:
знаменія не вѣрующимъ, но невѣрнымъ (1 Кор. хіѵ, 22). Видите ли,
что превращеніе знаменій служитъ доказательствомъ не того, что
Богъ унижаетъ насъ, но того, что-Онъ окавываетъ намъ честь?
Онъ сдѣлалъ это, желая покавать вѣру нашу, — что мы вѣруемъ
въ Пего безъ залоговъ и знаменій. Тѣ, если бы напередъ не по¬
лучили знаменія н залога, то не повѣрили бы Ему въ невидимомъ;
а я и безъ этого показываю всю вѣру. Вотъ причина, почему нынѣ
не бываютъ знаменія. 5. Хотѣлъ бы я сказать и о причинѣ праздника и показать,
что такое Пятидесятница, почему въ этотъ праздникъ поданъ даръ,
почему въ огненныхъ ленкахъ н почему чревъ десять дней; но
вижу, что поученіе слишкомъ затянулось. Поэтому, прибавивъ не¬
многое, окончу рѣчь. Егда скончава дніе , шася имъ раздѣлены языцы, яко огненни (Дѣян, п, 1, 3), — не
огненные, но яко огненни, чтобы ты не подозрѣвалъ въ Духѣ ни¬
чего чувственнаго. Какъ на струи іорданскія Онъ сошелъ не го¬
лубемъ, но въ видѣ голубя (Лук. ш, 22), такъ и здѣсь не огнемъ,
но въ видѣ огня. Также и выше сказано: носиму дыханію бурну (Дѣян, п, 2), не дыханію бурну, но яко носиму дыханію
бурну. Почему же Іезекіиль получилъ даръ пророчества не по¬
средствомъ подобія огня, но посредствомъ книги, а апостолы по-