Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
БЕСѢДЫ ВЪ ДЕНЬ ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ I. 601 общемъ отцѣ и учителѣ, то, когда незадолго предъ синь онъ вхо¬
дилъ на вто священное возвышеніе и преподалъ всѣкъ ванъ жиръ,
вы не отвѣтствовали бы ежу всѣ вжѣстѣ: духовы твоему. По- сежу не только тогда, когда онъ восходитъ (сюда), и бесѣдуетъ
съ важи, или жолитсл за васъ, вы произносите эти слова, но и
тогда, когда онъ предстоитъ предъ Отою священною трапезою,
когда намѣревается принести страшную жертву,—посвященные
въ тайны вваютъ, о йенъ я говорю,—онъ не касается предлежа¬
щаго прежде, нежели испроситъ важъ благодать отъ Господа, и
вы отвѣтите ежу: и духовы твоему, напоминая себѣ втижъ отвѣ¬
томъ, что самъ присутствующій ничего не совершаетъ и что пред- до
лежащіе дары совершаются не человѣческимъ естествомъ, но бла¬
годать Духа, присущая и на все нисходящая, уготовляетъ эту
таинственную жертву. Хотя присутствуетъ человѣкъ, но дѣйствуетъ
чрезъ него Богъ. Итакъ, не смотри на природу видимаго, но пред¬
ставляй благодать невидимую. На этомъ священномъ престолѣ не
совершается ничего человѣческаго. Если бы не присутствовалъ
Духъ, то не существовала бы и церковь; если же церковь суще¬
ствуетъ, то очевидно, что Духъ присутствуетъ. Почему же, скажешь, не бываетъ нынѣ знаменій? Здѣсь слу¬
шайте женя со вниманіемъ; я отъ многихъ слышу этотъ непре¬
станный и всегдашній вопросъ: почему тогда всѣ крещаемые го-
горилн ленками, а нынѣ уже нѣтъ? Напередъ узнаемъ, что зна¬
читъ говорить явыками, а потомъ скажемъ н причину. Что же
значитъ говорить явыками? Крещаемый тотчасъ начиналъ говорить
на явыкѣ индійцевъ, египтянъ, персовъ, скиѳовъ, оракіянъ, и одинъ
человѣкъ получалъ многіе языки; я если бы этн, крещенные нынѣ,
крещены были тогда, то ты тотчасъ услышалъ бы ихъ говорящими
разными явыками. Павелъ, говорится (въ Писаніи), нашедши нѣ¬
которыхъ крещенныхъ крещеніемъ Іоанновымъ, скавалъ имъ: аще
Духъ Святый пріяли еств влровавше? Они оке рѣша къ нему:
но ниже аще Духъ Святый есть, слышахомг. Онъ тотчасъ пове¬
лѣлъ имъ креститься, и вовложшу Павлу на ня нріыде
Духъ Святый на ня,и всѣ м аюлахуязыки (Дѣян, хіх, 2—6).
Почему же нынѣ прекращена и отъята отъ людей эти благодать? Не потому, чтобы Богъ хотѣлъ унивить насъ, но потому напро¬
тивъ, что оказываетъ намъ великую честь. Какъ? Я скажу. Въ
то время люди, недавно отставшіе отъ идоловъ, были болѣе не-
смысленны; умъ ихъ былъ еще очень тупъ и грубъ; они были пре¬
даны и изумлялись всему вещественному; у нихъ еще не было ни¬
какого понятія о дарахъ безтѣлесныхъ, и они не внали даже, что
такое благодать духовная и созерцаемая одною вѣрою: поэтому
тогда н были знаменія. Одни ивъ духовныхъ дарованій невидимы