Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
БЕСѢДЫ ВЪ ДЕНЬ ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ I. 499 саній, сначала объяснивъ слова свои отъ противнаго и показавъ,
что Богъ удерживаетъ благодать Духа, когда гнѣвается на насъ,
дабы ты, убѣдившись, что отсутствіе Святаго Духа есть знавъ Его
гнѣва, и увидѣвъ, что Духъ опять ниспосылается, позналъ, что,
если бы Онъ не примирился, то и не послалъ бы Духа Святаго.
Откуда же мы узнаемъ зто? Престарѣлый Илій былъ человѣкъ въ
другихъ отношеніяхъ почтенный и благоразумный, но не умѣвшій
исправлять порочность дѣтей своихъ, по чрезмѣрной въ нимъ любви.
Послушайте вы, которые имѣете дѣтей, какъ вы должны умѣрять
свою въ нимъ любовь и ласковость. Илій огорчилъ этикъ Бога и
привелъ Его въ такой гнѣвъ, что Онъ отвратился отъ всего на¬
рода. Посему, написавшій объ этомъ, желая показать, что Богъ
совершенно отвратился отъ нихъ, говоритъ: Господень честенъ, не бѣ видѣніе посылаемо (1 Цар. ш, 1), называя здѣсь
честнымъ рѣдкое; этимъ онъ выразилъ, что дары пророчества
тогда были рѣдки. Также другой,, плача и рыдая о гнѣвѣ Бошемъ,
говоритъ: нѣсть во время сіе князя и пророка (Дан. ш, 38). И
евангелистъ говоритъ: не убо бѣ Духъ яко Іисусъ не у бѣ прославленъ (Іоан, ѵн, 39). Такъ какъ Онъ еще не былъ ра¬
спятъ, то, говоритъ, а Духъ Святый не былъ дарованъ лю¬
дямъ,—прославленъ значитъ: распятъ. Хотя это событіе по при¬
родѣ своей поворно, но такъ какъ оно было совершено за лю¬
бимыхъ, то Христосъ называетъ его - славою. А почему, скажи
мнѣ, Духъ не былъ дарованъ прежде распятія? Потому, что
вселенная была еще во грѣхахъ, въ злобѣ, во враждѣ и безче¬
стіи, такъ какъ еще не былъ принесенъ въ жертву Агнецъ, взяв¬
шій на себя грѣхи міра. Итакъ, доколѣ Христосъ еще не былъ
распятъ, дотолѣ не было и примиренія; а доколѣ не было прими¬
ренія, дотолѣ по справедливости не былъ ниспосланъ и Духъ.
Такимъ образомъ ниспосланіе Духа есть знакъ примиренія. По¬
сему и Христосъ говоритъ: уне есть вамъ, да Азъ иду: аще бо
не иду Авъ, Утѣшитель не пріидетъ (Іоан, хтт, 7). Если я не
пойду, говоритъ Онъ, и не примирю Отца, то не пошлю вамъ
Утѣшителя. Видите ли, сколько доказательствъ мы представили
вамъ на то, что отсутствіе Духа Святаго въ людяхъ есть знавъ
гнѣва Божія? Глаголъ Господень бѣ честенъ, не бѣ видѣніе по¬
сылаемо (1 Цар. іп, 1). Нѣсть во время сіе князя и пророка
(Дан. ш, 38). Не убо бѣ Духъ Святый, яко Іисусъ не у бѣ про¬
славленъ (Іоан, гп, 39). Аще бо не иду Азъ, Онъ не пріидетъ
(Іоан, хуіі 7). Итакъ, отсутствіе Духа Святаго есть знавъ гнѣва
Божія. А когда ты видишь, что Духъ Святый ниспосылается
обильно, то уже нисколько не сомнѣвайся въ примиреніи. Гдѣ же,
скажешь, нынѣ Духъ Святый? Тогда дѣйствительно можно было 18ІІ.НІС ОПВ. Щ. АКАІЖИШ. 32*