Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
БЕСѢДЫ ВЪ ДЕНЬ ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ I. 497 безъ наставленія касательно праздника, надобно отъ этого увѣ¬
щанія обратить рѣчь къ причинѣ праздника. Многія блага мно¬
гократно нисходили съ неба для всего рода человѣческаго; но
такія, какія ниспосланы сегодня, не были ниспосылаемы ни¬
когда прежде. Увнайте же, какія блага были прежде и ка¬
кія сегодня, чтобы вамъ видѣть различіе между тѣми и дру¬
гими. Одожди Богъ манну ясти, и хлѣбъ небесный даде
хлѣбъ ангельскій яде человѣкъ (Псал. ьххѵи, 24, 25); дѣло,
поистинѣ, великое и достойное человѣколюбія Божія! Послѣ
того ниспосланъ былъ огонь для исправленія заблудшаго на¬
рода іудейскаго и пожралъ жертву съ жертвенника (3 Цар.
хѵш, 38). Потомъ, когда всѣ были истощены голодомъ, былъ
ниспосланъ дождь н произвелъ великое плодородіе. Велики эти
блага и удивительны; но настоящія гораздо больше, потону что
не манна, огонь и дождь ниспосланы сегодня, но потокъ духов¬
ныхъ дарованій, ниспосланы свщпе обильные дожди, не землю
возбуждающіе къ плодородію, но располагающіе человѣческое
естество воздавать плоды добродѣтели Воздѣлывателю людей. И
тѣ, которые приняли каплю оттуда, тотчасъ забывали свое есте¬
ство, и внезапно вся земля наполнилась ангелами, ангелами не
небесными, но такимн, которые въ человѣческомъ тѣлѣ показы¬
ваютъ добродѣтель, свойственную безплотнымъ силамъ. Не ан¬
гелы низошли долу, но, что удивительнѣе, дольніе возвысились до
ихъ добродѣтели; они не свергли плоти и не одними душами вос¬
ходили, но, пребывая въ своемъ естествѣ, сдѣлались ангелами
по произволенію. А дабы ты дналъ, что и прежнее наказаніе,
когда было сказано: земля еси и въ землю (Быт. ш, 19), не было наказаніемъ, Богъ благоволилъ оставить тебя на землѣ,
чтобы еще болѣе открылась сила Духа, совершающая такія дѣла
чревъ бренное тѣло. Въ самомъ дѣлѣ, можно было видѣть, какъ
бренный явыкъ повелѣвалъ бѣсами; можно было видѣть, какъ
бренная рука исцѣляла болѣзни; или—лучше—можно было видѣть,
какъ не рука только бренная, но, что гораздо удивительнѣе, тѣни
бренныхъ тѣлъ преодолѣвали и смерть и безплотныя силы, т. е.
бѣсовъ. Бакъ при появленіи солнца тьма разсѣевается, дикіе
эвѣри удаляются въ свои логовища, убійцы, разбойники <и раска-
пыватели могилъ убѣгаютъ на вершины горъ, такъ и тогда, когда 456
являлся Петръ н возвышалъ свой голосъ,—тьма заблужденія раз-
сѣевалась, діаволъ удалялся, бѣсы обращались въ бѣгство, плот¬
скія страсти подавлялись, душевныя болѣвни исцѣлялись, всякій
поровъ изгонялся и добродѣтель водворялась на землѣ. Бакъ
если бы кто-нибудь изъ царской сокровищницы, заключающей въ
себѣ 8олото и драгоцѣнные камни, могъ взять хотя малую часть ПОЛКІЯ ОВ. ІОАННА аХАТОѴОТАГО. за