Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
490 ТВОРЕНІЯ СВ. ІОАННА 8ЛАТОГСТАГО. но виною этого не Творецъ, а мы, не сохранившіе обрава Его.
Что я говорю о муравьяхъ? Мы были безчувственнѣе камней.
Хочешь ян, я приведу свидѣтельство и на это? Слышите
судъ Господень, и дебри основанія земли, яко судъ Господень къ
модемъ Ею Мих.п, 2). Ты судишься съ людьми, а прививаешь осно¬
ванія земли? Да, говоритъ Онъ, потому что люди безчувственнѣе
основаній ввили. Какой же еще станешь ты требовать крайности
порока, когда мы безчувственнѣе ословъ, безсмысленнѣе воловъ,
неразумнѣе ласточки и горлицы, глупѣе муравьевъ, безчувственнѣе
камней, и даже оказываемся равными вміямъ? Ярость пая, схавано,
по подобію зміину (Псал. ітп, 6); ядъ аспидовъ подъ устнами ихъ
(Пс. схххіх, 3). Но нужно ли говорить о безчувственности без¬
словесныхъ, когда мы, оказывается, именуемся чадами самого діа¬
вола? Вы, говоритъ, отца вашею діавола есте (Іоан, тш, 44). 44в 4. И однако мы, безчувственные, неразумные, безсмысленные, бывшіе безчувственнѣе камней, ниже всѣхъ, безчестные н пре¬
зрѣннѣйшіе,—какъ мнѣ сказать, какъ выразиться, какъ произне¬
сти это слово? — презрѣнное естество, безумнѣйшее всѣхъ, нынѣ
стало выше всѣхъ. Нынѣ ангелы получили то, чего давно же¬
лали; нынѣ архангелы угрѣли то, чего давно жаждали: угрѣли
наше естество блистающимъ на престолѣ царскомъ, сіяющимъ
славою н красотою безсмертною. Да, этого давно желали ангелы,
этого давно жаждали архангелы. Хотя наша честь и превзошла
ихъ (честь), однако они радуются нашимъ благамъ; равно и тогда,
когда мы несли наказаніе, они скорбѣли; херувимы, хотя охра¬
няли рай, тѣмъ не менѣе скорбѣли. И какъ слуга, ввивъ сослу¬
жителя своего подъ стражу по приказанію господина, хотя и сте¬
режетъ сослужителя своего, однако, ивъ состраданія къ этому
сослужителю, скорбитъ о случившемся съ нймъ,—такъ и херу¬
вимы, хотя и приняли рай для храненія, однако скорбѣли на
этой стражѣ. А чтобы тебѣ убѣдиться, что они дѣйствительно
скорбѣли, я объясню тебѣ это примѣромъ людей. Когда ты ви¬
дишь, что люди сострадаютъ своимъ сослужителямъ; то послѣ
того уже не сомнѣвайся о херувимахъ, потому что эти силы го¬
раздо любвеобильнѣе людей. А кто ивъ праведниковъ не скорбѣлъ
о людяхъ, которые были наказываемы справедливо и послѣ без¬
численныхъ грѣховъ? Удивительно, что они скорбѣли, вная грѣхи
людей и видя, что они оскорбили Владыку. Такъ Моисей, послѣ
идОлослуженія евреевъ, говорилъ: аще убо оставиши имя
ихъ, остовы: аще же ни, изглади мя изъ книги Твоея, въ нюже
вписалъ еси (Исх. хххп, 32). Что это? Ты .видишь нечестіе и
скорбишь о наказуемыхъ? Потому я и скорблю, говоритъ онъ,
что они наказываются и подали причины къ справедливому на-