Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
БЕСѢДЫ О СТАТУЯХЪ Ш. 49 Изъ чего это видно? Ивъ сажыхъ пророческихъ словъ. Тотъ же
самый пророкъ, который сказалъ о гнѣвѣ Божіемъ и о постѣ
(ннневнтянъ), о примиреніи (съ ними Божіемъ) и причинѣ при¬
миренія говоритъ такъ: и видѣ Богъ ихъ (Іон. ш, 10). Ка¬
кія дѣла? Что они постились, что облекались во вретище? Со¬
всѣмъ не то: но, умалчивая обо всемъ этомъ, онъ присовокупилъ:
яко обратися каждый отъ путей своихъ лукавыхъ: и раскаяся
Господь о злѣ, еже глаголагие сотворити имъ (Іон. ш, 10). Ви¬
дишь, что не постъ избавилъ отъ опасности, но перемѣна жизни
сдѣлала Бога благимъ и милостивымъ къ иноплеменникамъ. Это сказалъ я не для того, чтобы мы безчестили постъ, но
чтобы почитали его; а честь поста составляетъ не воздержаніе
отъ пищи, но удаленіе отъ грѣховъ, такъ что кто ограничиваетъ
постъ только вовдержаніемъ отъ пищи, тотъ болѣе всего безчес¬
титъ его. Ты постишься? Докажи мнѣ это своими дѣлами. Ка¬
кими, говоришь, дѣлами? Если увидишь нищаго, подай милостыню;
если увидишь врага, примирись; если увидишь своего друга счаст¬
ливымъ, не вавидуй; если увидишь красивую женщину, пройди
мимо. Пусть постятся не одни уста, но и зрѣніе, и слухъ, и
ноги, и руки, и всѣ члены нашего тѣла. Пусть постятся руки,
пребывая чистыми отъ хищенія и любостяжанія. Пусть постятся
ноги, переставъ ходить на противозаконныя зрѣлища. Пусть по¬
стятся глава, пріучаясь не устремляться на благообразныя лица,
и не засматриваться на чужую красоту. Зрѣніе есть пища очей:
если она противозаконна и запрещена, то вредитъ посту и раз¬
рушаетъ спасеніе души; если же законна и дозволена, то укра¬
шаетъ постъ. Всего нелѣпѣе было бы—въ отношеніи яствъ воз¬
держиваться и отъ позволенной пищи, а главами пожирать и то,
что запрещено. Ты не ѣшь мяса? Не вкушай же и глазами не¬
скромности. Пусть постится и слухъ; а постъ слуха въ томъ,
чтобы не принимать злословія и клеветы: да не пріимеши, гово¬
ритъ (Слово Божіе), слуха суетна (Исх. ххі, 1). 5. Пусть и языкъ постится отъ сквернословія и ругательства.
Что за польга, когда мы воздерживаемся отъ птицъ и рыбъ, а
братьевъ угрызаемъ и снѣдаемъ? Злословящій свѣдаетъ тѣло брат¬
нее, угрызаетъ плоть ближняго. Потому и Павелъ съ угрозою
сказалъ: аще другъ друга угрызаете и снѣдаете, блюдитеся, да
не другъ отъ друга истреблена будете (Гал. ѵ, 15). Ты не вон-
8нлъ зубовъ въ плоть (ближняго), но вонзилъ въ его душу злую
рѣчь, ранилъ ее худою молвою, сдѣлалъ тысячу волъ и себѣ са¬
мому, и ему, и многимъ другимъ; потому что, осуждая ближняго,
ты (во-первыхъ) причинилъ зло и тому, кто тебя слышалъ. Если
это грѣшникъ, то онъ дѣлается безпечнымъ, нашедши себѣ сообщ- твогакш СВ. ІОАННА НЖАТОУОТАГО. г