Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
ВЕСѢДЛ НА В08Н8СКНІВ. 489 фимовъ, миновало начальства, и остааовиось не прежде, ип
достигши престола Владыкн. Видишь лн ото пространство отъ
неба до земли? Или—лучше—начнемъ съ ниву: видишь ли, какое раз¬
стояніе отъ ада до вемли, также отъ земли до неба, потомъ отъ
неба до неба горнаго, а отъ итого до ангеловъ, до архангеловъ, до
вышнихъ силъ, до самаго престола царскаго? Выше всего этого
разстоянія и этой высоты Онъ вознесъ наше естество. Смотри,
какъ ■ низко (человѣкъ) находился н какъ высоко вознесенъ; не- М7
возможно было ни сойти ниже того, куда нисшелъ человѣкъ, л
вознестись выше того, куда вознесъ его Христосъ. Это выражая,
Павелъ говорилъ: стедіы, Той есть восшедый (Еф. іт> 10).
Куда Онъ исходилъ? Въ долнѣйшія стромы земли (ст. 9); а
восшелъ превыше всѣхъ небесъ. Замѣть, кто вошелъ, или какое
естество, илн въ какомъ состояніи оно было прежде. Я съ охо¬
тою останавливаюсь на ничтожествѣ нашего рода, чтобы познать
чрезвычайную честь, дарованную намъ человѣколюбіемъ Владыки. Мы были землею и прахомъ, но это еще не вша, потому что
ото — немощь природы. Мы сдѣлались нескысленнѣе безсловес¬
ныхъ животныхъ, потому что человѣкъ приложися спотомъ
смысленнымъи уподоби сяимъ (Пеал. хьтш, 21). А уподобиться
бевсмысленнымъ значитъ сдѣлаться хуже безсмысленныхъ, потому
что быть безсмысленнымъ по природѣ и оставаться въ бевсмысліи,
ото—дѣло естественное, а ниспасть въ безуміе тѣмъ, которые по¬
чтены разумомъ, ото — вина воли. Посему, когда ты слышишь:
уподобися спотомъ несмыцленнымъ, то не думай, что .псалмопѣвецъ
сказалъ ото, желая представить людей равными безсмысленнымъ
животнымъ: онъ сказалъ ото, желая показать, что они н хуже
животныхъ. Подлинно, мы были хуже н безчувственнѣе безсловес¬
ныхъ, не потому только, что ниспали такъ, будучи людьми, но н
потому, что дошли до еще большаго неразумія. Выражая ото,
Исаія говорилъ: поена волъ стяжавшаго и, и оселъ ясли
своей: Исраилъ же Мене не поена (Иса. і, 3). Впрочемъ не бу¬
демъ стыдиться прежняго: идѣасе бо умножися преизбыто- чествова благодать (Рим. г, 20). Видишь, какъ мы были без¬
смысленнѣе скотовъ; хочешь ли видѣть, какъ мы были безсмы¬
сленнѣе н птицъ? Горлица и ластовица сольная, врабгя сохра¬
ните времена входовъ своихъ:людіе же мои сіи ме познаша су¬
дебъ Господнихъ (Іер. тш, 7). Вотъ мы безсмысленнѣе н ословъ,
и воловъ, и птицъ, горлицы и ласточки. Хочешь ли узнать я
другое безсмысліе наше? Премудрый дѣлаетъ насъ учениками му¬
равьевъ: такъ мы потеряли естественный смыслъ! Иди, говоритъ
онъ, «о мразію и поревнуй, видѣвъ ею (Прнтч. п, 6). Мы, сотворенные по образу Бояшо, сдѣлались учениками муравьевъ; і