Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
488 ТВОРЕНІЯ ОВ. ІОАННА 8ЛАТ070ТАГ0. Своею, жавъ начаткомъ, Онъ низвелъ благословеніе на весь родъ
нашъ. Но почему Онъ вовнесъ не все естество наше? Потому,
что не будетъ пачатокъ, когда кто принесетъ все; но тогда будетъ
онъ, когда кто, принесши малое, чревъ это малое уготовитъ благо¬
словеніе на все. Но, скажешь, для начатка слѣдовало бы принести
446 первозданнаго человѣка, такъ какъ начаткомъ навивается то, что
первымъ происходитъ, первымъ произрастаетъ. Нѣтъ, возлюбленный,
вто не будетъ начаткомъ, когда мы принесемъ первый плодъ,
незрѣлый и тощій, но—когда принесемъ плодъ совершенный.
Посему, такъ какъ тотъ плодъ былъ подвластенъ грѣху, то онъ
и не былъ принесенъ, хотя былъ и первый; а этотъ плодъ сво¬
боденъ отъ грѣха, и потому онъ принесенъ, хотя явился послѣ:
его н есть начатокъ. 8. Дабы тебѣ убѣдиться, что начатокъ есть не первый про¬
израстающій плодъ, но плодъ совершенный, прекрасный н достнг- .
шій надлежащей зрѣлости, я приведу тебѣ свидѣтельство ивъ Пи¬
саній: ехда впадете, говорилъ Моисей къ народу, авалю, юже
Господь Бои ват дашь вамъ, и насадите всяко древо снѣдное, плодъ еу> три лѣта нечисть да будетъ вамъ, да не п лѣто же четвертое будетъ всякъ плодъ ею святъ Господу (Лев.
хіх, 23, 24). Если бн начаткомъ было первое произрастающее,
то надлежало бы приносить Господу плодъ, произраставшій въ
первый годъ; но вдѣсь говорится: плодъ ею три лѣта нечастъ
да будетъ тебѣ,—оставь его, потому что дерево слабо, плодъ его
тощъ и незрѣлъ; въ лѣто же четвертое будетъ святъ Господу. И посмотри на мудрость Законодателя: Онъ не позволялъ и вку¬
шать этого плода, дабы человѣкъ не принижалъ его прежде Бога,
не позволилъ и приносить его, дабы не былъ приносимъ Господу
плодъ незрѣлый. Оставь вто, говоритъ Онъ, потому что вто—пер¬
вые плоды, и не приноси ихъ, потому что они недостойны чести
Принимающаго. Видишь ли, что начатокъ есть не первое произ¬
растающее, но совершенное? Это сказано нами о плоти, которую
принесъ Христосъ. Итакъ, Онъ принесъ Отцу начатокъ наіпего
естества; а Отецъ оказалъ такое почтеніе къ втому дару, какъ
по достоинству Принесшаго, такъ н по чистотѣ принесеннаго,
что принялъ его собственными руками, помѣстилъ даръ подлѣ
Себя н схавалъ: сѣда одесную Жене (Псал. оіх, 1). Къ какому
естеству Богъ сказалъ: сѣда одесную Мене? Къ тому, которое
выслушало: земля еси и въ землю отъидеиш (Бнт. ш, 19). Не до¬
вольно ли было для него возвыситься надъ небесами? Не до¬
вольно лн было стать вмѣстѣ съ ангелами? Не была ли не-
нзречеиною и эта честь? Но оно превзошло ангеловъ, прошло
мимо архангеловъ, превзошло херувимовъ, вознеслось выше сера-