Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
БЕСѢДА НА ВОЗНЕСЕНІЕ. 487 какъ я сказалъ, такъ худо велъ себя прежде, что находился въ
опасности — битъ истребленнымъ съ самой вемли. А нынѣ мы,
хававшіеся недостойными вемли, вознесены на небеса; мы, недо- 445
стойные земного владычества, воввысились до горняго царства,
ввошли выше небесъ, заняли царскій престолъ, и то же самое
естество, отъ котораго херувимы охраняли рай, нынѣ вовсѣдитъ
выше херувимовъ. Бахъ же совершилось ото дивное и великое
дѣло? Бахъ мы, оскорбившіе Бога, хававшіеся недостойными вемли
н потерявшіе земное владычество, вознеслись на такую высоту?
Бахъ окончена война? Бакъ превратился гнѣвъ? Бахъ? Удиви¬
тельно то, что миръ произошелъ тавимъ образомъ, что не люди, не¬
справедливо враждовавшіе противъ Бога, (просили о мирѣ), но
Самъ Богъ, справедливо гнѣвавшійся, увѣщевалъ насъ. По Христѣ
убо моли*ѵ,говоритъ апостолъ, яко Богу молящу тми (2 Бор. г, 20). Что ото? Онъ оскорбленъ и Самъ увѣщеваетъ? Да; Онъ—
Богъ и потому увѣщеваетъ, хахъ человѣколюбивый отецъ. И смотри, что происходитъ: посредникомъ дѣлается Сынъ
увѣщевающаго, а не человѣкъ, не ангелъ, не архангелъ, и никто
изъ рабовъ. Что же дѣлаетъ посредникъ? То, что свойственно
посреднику. Бакъ тамъ, гдѣ какіе-либо два человѣка отвращаются
другъ отъ друга и не хотятъ примириться, кто-нибудь третій, при-
шедши и предложивъ себя въ посредники между ними, прекра¬
щаетъ взаимную ихъ вражду, такъ сдѣлалъ и Христосъ. Богъ
гнѣвался на насъ, мы отвращались отъ Бога, человѣколюбиваго
Владыки; Христосъ же, предложивъ Себя въ посредники, прими¬
рилъ то и другое естество. Какъ же Онъ предложилъ Себя въ
посредники? Онъ принялъ на Себя наказаніе, которое мы должны
были понести отъ Отца, и претерпѣлъ слѣдовавшее ватѣмъ муче¬
ніе и вдѣшнее поношеніе. Хочешь лн знать, какъ Онъ принялъ
на Себя то и другое? Христосъ ны «скупилъ есть отъ клятвы за¬
конныя, бывъ по насъ клятва, говоритъ апостолъ (Гал. ш, 13).
Видишь ли, какъ Онъ принялъ наказаніе, угрожавшее свыше?
Посмотри, какъ претерпѣлъ Онъ и поношенія, причиняемыя на -
ее илѣ. Поношенія поносящихъ Ти, говоритъ псалмопѣвецъ, напа ■
дошана мя (Псал. ьхѵш, 10). Видишь ли, какъ Онъ прекратилъ
вражду, какъ Онъ не переставалъ дѣлать и терпѣть вс§ н упо¬
треблять всѣ мѣры, пока не привелъ непріятеля н врага въ Самому
Богу и не сдѣлалъ его другомъ? И основаніе этихъ благъ—на¬
стоящій день, когда Христосъ, какъ бы ввявъ начатокъ естества
нашего, вовнесъ его Владыкѣ. Бакъ бываетъ съ плодоносными
полями, когда кто-нибудь, ввявъ немного колосьевъ, сдѣлавъ малый
снопъ и принесши его Богу, этою малою частію нивводитъ благо¬
словеніе на всю ниву, такъ поступилъ и Христосъ: одною плотію