Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
СЛОВО ПРОТИВЪ УЛИВАЮЩИХСЯ. 481 тію, и потому ожидаемъ двоякаго и воскресенія. Христосъ умеръ
одною смертію, потому Онъ и воскресъ однимъ воскресеніемъ.
Какъ ото? Я скажу. Адамъ умеръ и по тѣлу и по душѣ, умеръ
и грѣхомъ и естествомъ: въ оньже день смѣете отъ древа,
смертію умрете (Быт. п, 17). Однако естествомъ онъ не умеръ
въ тотъ же день, но умеръ грѣхомъ; вто — смерть души, а то —
смерть тѣла. Впрочемъ, когда ты слышишь о смерти души, то не
подумай, что душа умираетъ: она безсмертна; а смерть души есть
грѣхъ и вѣчное наказаніе. Посему и Христосъ говоритъ: не убоЛ-
теся отъ убивающихъ тѣло, души же не могущихъ убиты: убоЛ-
теся же паче могущаго и душу и тѣло погубити въ гееннѣ
(Мате, х, 28); а погибшее существуетъ, но только не зримо для
того, кто лишился его. Смерть, какъ я схавалъ, у насъ двоякая,
потому и воскресеніе должно быть двоякое. А у Христа одна
смерть, такъ какъ Христосъ не согрѣшилъ; но и ета одна смерть 439
была для насъ, такъ какъ Онъ не подлежалъ смерти: Онъ не былъ
повиненъ грѣху, слѣдовательно и смерти. Посему Онъ и воскресъ
воскресеніемъ только отъ одной смерти; а мы, умершіе двоякою
смертію, воскресаемъ и двоякимъ воскресеніемъ. Однимъ мы
воскресли пока отъ грѣха, такъ какъ погреблнсь вмѣстѣ съ Нимъ
въ крещеніи, н возстали вмѣстѣ съ Ннмъ чревъ крещеніе. Это-
одно воскресеніе, отпущеніе грѣховъ; а второе воскресеніе—воскре¬
сеніе тѣла. Онъ далъ тебѣ бЬлыпее, ожидай и меньшаго; первое
воскресеніе гораздо важнѣе послѣдняго, такъ какъ гораздо важ¬
нѣе—избавиться отъ грѣховъ, нежели видѣть тѣло воскресшимъ.
Тѣло пало потому, что согрѣшило; посему, если грѣхъ есть начало
паденія, то начало возстанія есть освобожденіе отъ грѣха. Мы
уже возстали большимъ воскресеніемъ, свергнувъ тяжкую смерть
грѣховную и снявъ съ себя ветхую одежду; не будемъ же отчаи¬
ваться въ меньшемъ. И мы нѣкогда возстали этимъ воскресеніемъ,
когда были крещены, н эти прекрасные агнцы, вчера вечеромъ
удостоившіеся крещенія. Третьяго дня Христосъ былъ распятъ,
но воскресъ въ прошедшую ночь, и они третьяго дня были объя¬
ты грѣхомъ, но возстали вмѣстѣ съ Нимъ; Онъ умеръ тѣломъ—
н возсталъ тѣломъ, а они были мертвы грѣхомъ—и возстали, осво¬
бодившись отъ грѣховъ. Земля произращаетъ намъ въ вто время
весны розы, фіалки и другіе цвѣты, а воды явили намъ лугъ еще
болѣе пріятнымъ, нежели вемля. Не удивляйся, что ивъ водъ
пронврасли цвѣты; и земля производитъ растенія не по собствен¬
ной природѣ, а по повелѣнію Владыки. И вначалѣ природа водъ
произвела движущихся животныхъ: да , сказано, воды гады душъ живыхъ (Быт. і, 20)—и повелѣніе стало дѣломъ, и не¬
одушевленное вещество произвело одушевленныхъ животныхъ; такъ
творкям ов. южихж идтогсмго. 31